Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование технологии ЛЭПБУК в работе с детьми дошкольного возраста

Акберова Лейла Фаязовна
    Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
        Поэтому, мы все время ищем разнообразные формы, методы, технологии. Одной из таких форм является новая технология, интересное методическое пособие, с которым я хочу вас сегодня познакомить – лэпбук.
        Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новая технология из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Александровна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
      В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». По-другому, лэпбук называют «тематическая папка», книжка-раскладушка», но суть от этого не меняется. Лэпбук представляет собой интерактивную папку с кармашками, конвертиками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой собраны материалы по определенной теме.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Зачем нужен лэпбук? Для чего делают такие книжки?
  • ЛЭПБУК – это хороший способ для ребенка, играя, закрепить пройденный материал;
  • Все материалы ЛЭПБУКА соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функцию.
Значение для педагога. Лэпбук:
  • способ организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • способ оформления результатов совместной проектной деятельности;
  • способ организации индивидуальной и самостоятельной работы детей.
Значение для ребенка. Лэпбук:
  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме (старшие дошкольники);
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Преимущества использования лэпбука
     ЛЭПБУК помогает:
  • структурировать сложную информацию;
  • развивать познавательный интерес и творческое мышление;
  • разнообразить даже самую скучную тему;
  • простому способу запоминания;
  • объединить семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами. Подходит для многократного применения.
Тема лэпбука может быть любой, как и ее сложность.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде.
Лэпбук:
  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
 
Этапы создания лэпбука
          Собираясь сделать лэпбук для дошкольников, нужно придерживаться определенной последовательности действий:
1.Тема лэпбука.
          Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Если взять, например, тему Родина, то он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять что-нибудь конкретное и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
         С другой стороны, если тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук призван лишь поверхностно познакомить его с этой темой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее, то все в ваших руках.
2. План
         После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это наглядное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.  С чем именно вы хотите познакомить, о чем хотите поговорить, что нужно, чтобы вызвать интерес.
3. Макет
          Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Все это рисуется на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Элементы лэпбука, которые можно по разному комбинировать в разных папках:
- Фигурные кармашки
- Конвертики обычные
Конвертики фигурные
Вращающиеся круги
Книжки просты
Блокнотик разрезной
Блокнотик со страницами разной длины
Лист, сложенный в два раза
Лист, сложенный в четыре раза
4. Создание шаблона
         Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.
Что нужно, чтобы сделать лэпбук.

Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы: 
  • Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается), а можно сделать своими руками.
  • Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей.
  • Степлер.
  • Скотч.
     Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов!
     Кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Вдохновляйтесь и творите сами! Дошкольники по достоинству оценят используемую технологию!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»