Игровая деятельность - важный личностный фактор
успешного развития дошкольника
Козенко Ирина Александровна,
воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД
На данную тему педагогами и психологами написано немало научных трудов, методических разработок и статей. И давно известно, что игр является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Почему же именно сейчас эта тема становится актуальной, как никогда?
Современный темп жизни и нынешний уровень технологического прогресса открывает современному обществу, в том числе и педагогике, огромные жизненные горизонты. Однако, зачастую, этот же прогресс на подсознательном уровне ставит педагогов и родителей в определенные рамки. Следуя моде на раннее развитие и учитывая нынешний высокий уровень оценки знаний учеников в школе, многие современные родители, а порой и некомпетентные педагоги, безудержно стремятся передать ребенку как можно больше знаний, умений и навыков, порой водружая на детские хрупкие плечики непосильный для них груз. На первый план ставится образовательный процесс, знания ребенка, а не гармоничное и своевременное развитие личности в целом. Маленького человечка лишают возможности полноценно прожить самую счастливую пору его жизни - период дошкольного детства.
Очень важно, чтобы родители и педагоги находились в правильном педагогическом русле, научились понимать и чувствовать вместе с детьми этот уникальный и так быстро проходящий период их жизненного пути. Именно поэтому дошкольные учреждения сейчас стремительно переходят на Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт, где в центре внимания находятся не знания дошкольников, а личность ребенка в целом, его мысли, чувства и те изменения, которые происходят в этой личности в процессе обучения и воспитания. Педагогикаставит перед собой главной целью не научить и оценить знания ребенка, а поддержать детскую инициативу, развивать в крохе творческое начало , воображение и фантазию. Современный воспитатель должен стремиться найти индивидуальный подход к каждому ребенку, рассмотреть его особый дар, способности и талант, которые, безусловно, есть в каждом ребенке и постараться помочь ему развить их должным образом. Результаты освоения образовательной программы в ФГОС ДУ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевых ориентиры дошкольного образования - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Это качества, которые ребенок может приобрести в процессе обучения.
Таким образом, образовательная программа по ФГОС определяется не как гарантия получения знаний, а, скорее, как программа психолого-педагогической поддержки, индивидуализации и социализации ребенка.
Каким же должен быть выпускник детского сада, чтобы успешно заниматься в начальной школе?
Его социальный портрет выглядит так:
-социально отзывчивый;
-физически развитый;
-активный и любознательный;
-владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
-способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;
-способен решать интеллектуальные и личностные задачи;
-иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Разные виды деятельности помогают ребенку в дошкольном учреждении приобрести все эти качества. Как известно, любая деятельность человека всегда будет более успешной, если она приносит ему радость! А какой маленький человечек не будет рад игре?! Поэтому неслучайно игровая деятельность является основной для дошкольников. В процессе игры маленькому и ранимому человечку проще и безболезненней познакомиться с этим удивительным и огромным миром.
Игру как ведущий вид деятельности ребенка рассматривали многие отечественные ученые: А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин. А.С.Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать время ему поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». В игре ребенок растет и развивается как личность, развиваются черты его характера, он познает окружающий мир, приобретает навыки общения, приобщается к культуре нашей страны и ищет свое место в этом непростом мире. Это своего рода школа поведения, помогающая ребенку усвоить нравственные нормы и социально адаптироваться.
Игра позволяет ребенку активно развиваться во всех смыслах этого слова: и умственно, и физически и творчески, и духовно. Именно в игровой деятельности у ребенка интенсивно активизируется память, внимание и воображение. Правильно организованная игра обязывает ребенка постоянно принимать решения и справляться с постоянно усложняющимися задачами и все это в рамках предложенных правил. Участие ребенка в различных играх выводит его и на новый уровень общения со своими сверстниками : учит его работать в коллективе, принимать во внимание не только свое мнение, но и мнение других, рассматривать чужую точку зрения и вникать в сложности других участников игры. Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию, а полученные во время игры положительные эмоции вызывают у детей хорошее настроение, укрепляют их нервную систему, сохраняют психическое здоровье, способствуют позитивному отношению ребенка к детскому саду и образовательному процессу, позволяют снять напряжение и побороть различного рода страхи и напряжение.
Несомненно, что игра оказывает большое влияние на развитие детей и педагоги должны хорошо понимать, что нельзя пускать этот процесс на самотек.
Игра представляет собой сочетание нескольких взаимосвязанных компонентов и имеет определенные признаки.
Так, например, в игре должно быть организованное начало. В этот момент воспитатель выбирает участников игры и распределяет среди них роли, действия; планирует сюжет и распределяет водящих ( например с помощью жребия). Необходима и воображаемая ситуация, которая будет стимулировать действия персонажей, поможет принять им роль и перевоплотиться в кого-либо. В игре должны быть обозначены правила и пространство, которое отделяется с помощью мебели, средообразующих предметов, игрушек и предметов-заместителей. Для того, чтобы удерживаться во времени и пространстве игры можно использовать костюмы или элементы костюмов (шляпы, перчатки, маски, парики) и грим. Все это поможет в изменении облика действующих персонажей и поможет еще больше погрузиться в атмосферу игры. Завершение игры тоже должно быть организованно. Традиционно, игра заканчивается поощрением или обсуждением недочетов (при несоблюдении правил). В качестве поощрения участников используются сюрпризы, подарки, переходящие призы, аплодисменты или хвалебные слова.
Организация игры - достаточно сложная и ответственная задача. Полноценного развития игра детей достигается лишь при систематическом и целенаправленном формировании этой деятельности, при отработке всех ее компонентов.
Так, при сюжетно - ролевой игре педагог должен выделить содержание и способ ролевого взаимодействия. В этих видах игр ребенок выбирает себе определенную роль и выполняет действия выбранного героя; поступает так, как поступил бы его персонаж. Большой плюс этих игр в том, что дети часто разыгрывают типы поведения взрослых и разные жизненные ситуации. Попробовав себя в разных ролях (Примерив на себя разные амплуа) ребенок становится более уверенным в себе, так как получает возможность учиться в игровой форме, справляться с различными трудностями, принимать решения, общаться с персонажами разного характера. Роль педагога в таких играх – правильно распределить роли, чтобы помочь детям решить проблемы индивидуального характера.
В дидактических играх педагог учит детей выделять и осознавать правила, определять последовательность действий и конечный результат. В этих видах игр перед детьми ставятся определенные задачи, выполняя которые, стремясь достигнуть поставленной цели, дети, сами того не подозревая, активно вовлекаются в учебную деятельность: усваивают различные знания, учатся оперировать различными предметами, развивают речь, художественный и эстетический вкус и т.д.
Во время подвижных игр педагоги знакомят детей с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывают им смысл игровой символики, учат детей оценивать достижения сверстников. Это так называемые игры- состязания, в которых не проводится аналогия с реальным миром. Здесь просто приходится действовать по заранее обговоренным правилам. Дети с удовольствием играют в подвижные игры, так как по своей природе они очень активны. Ну, какой ребенок не любит играть в мячик, прыгать на скакалке, играть в догонялки и футбол?! Эти игры дают возможность детям развиваться не только физически, но и доставляют массу положительных эмоций; помогают раскрепоститься и снять стресс.
Нельзя забывать и про самостоятельные игры детей. Воспитателю необходимо правильно направлять их с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры. Здесь важно подчеркнуть, что для малышей важно правильно организовать саму предметно-игровую среду: предложить маленькому исследователю разнообразный игровой материал, много игрушек, интересные предметы, а точнее все, что пробуждало бы интерес ребенка к процессу самостоятельной игры.
Для старших дошкольников более важен сам подготовительный период игры: выбор разнообразных, интересных тем, придумывание с воспитателем различных событий, действий, всего того, что помогло бы детям осуществить свой полет фантазии. Важно понимать, что любого вида игру и: дидактическую, и ролевую, и подвижную необходимо четко организовывать, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, следить, чтобы они не переутомились, чередовать игры различной подвижности и своевременно переключать воспитанников с одного вида игры на другой.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста педагог активно играет сам. Это доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Малышам особенно интересны сюжетные игры, игры с предметами, подвижные игры. Старшим дошкольникам нравятся творческие игры, в которых дети отражают свое понимание окружающего мира. Пяти-, шестилетним детям педагог объясняет правила игры, ставит перед ними определенные задачи, а потом только наблюдает за тем, как дети играют, оказывая им при необходимости помощь. В этой возрастной группе игра становится свободной, самостоятельной деятельностью детей, в которой работают творческое мышление и воображение, развиваются активность и инициативность.
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Таким образом, взрослые должны не только не мешать детям спокойно проиграть дошкольный период их жизни, но и создать такие условия в этот период, такую атмосферу, чтобы пройдя путь от «малыша» к «школьнику», ребенок уверенно и с радостью открыл дверь в новый, интересный и увлекательный мир знаний: школу!
В связи с этим я поставила перед собой цель – помочь гармоничному развитию детей, с помощью игры. Я стараюсь правильно организовать развивающее пространство, в котором можно играть в игры, разнообразные по замыслам и интересам, своевременно меняю игрушки и игровое оборудование в зависимости от тематики и настроения детей, постепенно усложняю игровые задачи, стараюсь учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. В правильной организации работы мне помогают методические пособия, посещение семинаров и опыт коллег. Но главное, я приняла игру душой! С удовольствием играя со своими маленькими воспитанниками, я тактично, ненавязчиво передаю им свой опыт. В игре мы сотоварищи, друзья и это вносит в наши отношения элемент доверия и спокойствия. Играя с детьми, я стараюсь дать им не только знания, но и воспитать у них положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе, стараюсь к каждому найти свой, особый подход. Ведь каждый из детей уникален и от того, какими вырастут наши детки, какое получат образование, как будут жить - зависит не только их будущее, но и будущее всей нашей могучей страны. Я верю, что мои воспитанники вырастут достойными людьми!
Литература:
1.Краснощекова. Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд-во: Феникс, 2015.
2.Недоспасова В.А. Растем, играя. – М.: Просвещение 2000.
3.Нищеева.Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб., изд-во: Детство-Пресс, 2014.
4.Сертакова.Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2009.