Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование возможностей интерактивных
технологий МИМИО в формировании и развитии
фонематического анализа и синтеза у детей с ФФНР
   

Исакова Надежда Владимировна,
учитель-логопедаГБДОУ д/с № 51
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
 
        Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в дошкольном образовании, стала  интерактивная приставка МИМИО, которая соответствует  способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей, выросшее на ТV, компьютерах, мобильных телефонах, у которой гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Работая с интерактивной приставкой МИМИО,  учитель – логопед  имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа совместной деятельности педагога с детьми, которых нет ни в каком другом источнике.
       Полноценное  гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов, грамматики, но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и  звуко - слоговой наполняемости слов. Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.  Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех четырёх видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют нам проникать за пределы первоначального значения слова: по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чем нам сообщает.  
        Таким образом,    проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.                                                                                                                                                                                                           Учитывая актуальность проблемы, наш авторский коллектив, основываясь на достижениях современных педагогов по использованию ИКТ в образовательно-воспитательном процессе, систематизировал разработки, адаптируя их к условиям специализированного  ДОУ.   Самостоятельным  опытом создания банка инновационных проектов стал компьютерный практикум «MIMIO- Звукарик»,  в структуру которого входят  наши авторские разработки. Созданный нами инновационный продукт: компьютерный практикум «MIMIO-Звукарик», разработан в рамках ОЭР в образовательных областях «Коммуникация», «Познание», предназначен для детей  4 - 7 лет. Компьютерный практикум представляет собой набор дидактических компьютерных игр, предназначенный для формирования и развития фонематического анализа и синтеза.
      Доктор наук, профессор Левина Р. Е. , стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.
         При построении системы логопедической работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ФФНР авторский коллектив ориентировался на два основных момента:
- сложность и многоплановость функций фонематического анализа и синтеза;
- особенности психофизиологического развития детей;
Вся система логопедической коррекции условно поделена на три этапа. Строгой градации, естественно, быть не может:
I  этап – подготовительный этап;
II  этап – формирование фонематического анализа и синтеза;
III  этап – развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов;
      На I этапе развивается фонематическое восприятие (фонематический слух, фонематические представления, фонематические дифференциации и обобщение). Важно развивать слуховое внимание и слуховую память, т.к. неумение слушать и запоминать в будущем затруднит звуковой анализ. В компьютерном практикуме «MIMIO-Звукарик», подготовительный этап представлен  в компьютерных  играх «Смешарики – Звукарики» (идея игры учителя – логопеда Светланы Белоусовой), «Дружная семейка гласных звуков»
      На II этапе идёт, во – первых, формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух или нескольких гласных:
а) уточнение артикуляции гласных звуков;
б) определение наличия звука в ряду;
в) определение места звука в ряду;
г) определение последовательности звуков в ряду и т.д.
во - вторых, формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда, состоящего из согласного и гласного звуков;
в – третьих, формирование функций фонематического анализа и синтеза слов:
а) выделение звука на фоне слова;
б) вычленение первого и последнего звука и т.д.
В компьютерном практикуме «MIMIO-Звукарик», II этап представлен  в компьютерных  играх «Весёлая рыбалка», «Аквариум», « Собери цепочку».
            На III этапе развивается  навык  фонематического  анализа  и  синтеза  слов. Фонематический анализ и синтез дают дошкольнику  с ФФНР ориентацию в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.
В компьютерном практикуме «MIMIO-Звукарик», III этап представлен  в компьютерных  играх «Хоровод бабочек», «Звуковые часы» (идея игры учителя – логопеда Светланы Белоусовой).
       Фонематический анализ и синтез - это сложные мыслительные операции, которые у детей с ФФНР появляются лишь в процессе специального обучения. Предложенная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы.       Конечно, нельзя категорически заявлять,  что результаты всех детей улучшились  благодаря использованию интерактивных технологий  МИМИО, но нужно отметить, что дошкольники с ФФНР становятся более заинтересованными и более мотивированными. Дети, которые раньше не проявляли речевую инициативу, теперь чаще отвечают и выполняют задания. У  детей  с низкой самооценкой появляется уверенность в собственных силах, они начинают активнее работать. При всех достоинствах МИМИО, важно помнить, что интерактивное устройство не может решить все проблемы  коррекционно – логопедической работы, оно само по себе не сделает  совместную деятельность  педагога с детьми интересной и увлекательной. Интерактивное устройство – это
инструмент учителя - логопеда, который надо использовать грамотно, в соответствии с поставленными целями и задачами.
        Современные учителя - логопеды находятся в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Использование интерактивных технологий МИМИО позволяет вывести дошкольные учреждения  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее ФГОС.
Список литературы:
1.      Основы теории и практики логопедии. Под ред. проф. Левиной Р.Е.- М. Просвещение. 1968 г.
2.       Солончук С.В.  Интерактивная доска как источник развития и обучения дошкольников.-  ИнИДО РАО
3.      Шаманская Н. А. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание.- 2008.-№8

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»