Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста
Лосева Ирина Николаенва,
воспитатель ГБДОУ № 50
Приморского района Санкт-Петербурга
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельностью. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.
Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.
Первоначальный опыт игрового взаимодействия с детьми противоположного пола зависит, прежде всего, от наличия в семье совместных разнообразных игровых объединений (с мамой, папой, братом, сестрой и др.)
В домашних условиях происходит более глубокое и содержательное освоение роли любимого персонажа. Это обусловлено тем, что ребенок играет без временных ограничений и имеет возможность детально изучить внешний вид, характер героя, особенности поведения, характерные для данного героя действия, поступки, функциональные обязанности и так далее.
В семье игровые сюжеты ребенка менее разнообразны, чем в детском саду. Предметно - игровая среда представляет собой набор любимых игрушек, предполагающих прямое их назначение.
Девочки и мальчики стремятся к игровому взаимодействию друг с другом, но они не владеют способами полоролевого поведения, умением совместно строить и развивать сюжетную линию игры.
При выборе темы игры дети руководствуются культурной стороной современной жизни. Девочки интересуются взаимоотношениями между людьми, а также искусством перевоплощения в образы любимых героев мультфильмов и книг, мальчики – приключенческими событиями разных персонажей из телевизионных передач (мультфильмы, кино, реклама).
Выбор партнера по игре, роли осуществляется в соответствии с половой принадлежностью.
В игре дети ярко выражают свою полоролевую позицию: «Я – мальчик», «Я – девочка». Данная позиция проявляется в отношении к себе как к представителю определенного пола, в соответствии со своими возможностями, способностями, достижениями, предъявляемыми требованиями общества, сверстников, семьи. Это, в свою очередь, затрудняет формирование взаимодоверительных взаимоотношений между полами и, следовательно, не способствует обогащению ролевого взаимодействия между мальчиками и девочками.
Для развития сюжета мальчики и девочки используют различные игрушки, не только ими предпочитаемые, атрибуты, предметы–заместители, самоделки. Они дополняют игровую обстановку по ходу игры.
Дети заимствуют сюжеты для игр из мультфильмов.
Мальчики и девочки тяготеют к комбинированию сюжетов, но им сложно развернуть и отразить последовательность, целостность событий.
Специфика объединений детей в игровой деятельности не проявляется в их реальном взаимодействии. Так, в реальном взаимодействии дети проявляют к сверстникам доброжелательное отношение, интерес друг к другу, внимание, оказывают помощь, подсказывают независимо от их половой принадлежности. Их преимущественно привлекают поведенческие, личностные характеристики сверстника, его игровые умения. Детям интересно общаться с теми сверстниками, у которых, хорошо развиты социальные умения и навыки.
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции. Чтобы игра стала формой организации жизни детей, необходимо создать предметно-игровую среду и определить роль взрослого в руководстве играми детей, сохраняя ее творческий потенциал.
Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.
Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни.
Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые уделяют недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще. Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В. А. Сухомлинский
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет». А. С. Макаренко.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ;
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. ;
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игра -- это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Конечно, от поведения нас взрослых во многом зависит мера открытия ребёнком через игру новых жизненных ситуаций.
В заключении хотелось бы отметить, что показателем правильной организованной игры детей является их хорошее настроение, разнообразное использование основных навыков, положительные взаимоотношения. Именно в игре со взрослыми, ребёнок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.
Список литературы:
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада /Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
2.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная освета,1989.
3.Мухина В.С. Детская психология.Москва:Просвещение,1985.
4.Сюжетно-ролевые игры дошкольников./Н.А.Бойченко, П.И. Григоренко, Е.И.Щербакова.