Мини-музей в детском саду
Башкина Елена Николаевна
Ребенок с раннего детства испытывает потребность в познании окружающего мира, желание узнать из чего сделаны предметы, почему происходит то или иное явление. Его восприятие зачастую ограничивается рамками домашних стен и стен детского сада. На помощь воспитателю приходит «музейная педагогика».Создание мини-музея решает целый комплекс задач: нравственно-патриотическое, художественно-эстетическое, устанавливает тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Одно из преимуществ мини-музеев заключается в том, что они не требуют специально оборудованного помещения. Эстетически вписываясь в интерьер группы, они одновременно являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, знакомящей родителей с темой, по которой занимаются в группе. Привлечение родителей к подбору материалов и экспонатов способствует сближенью интересов, вовлечению семьи в жизнедеятельность группы.
Таким образом, роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет огромное значение и в комплексе решает задачи направленные на обогащение опыта, знании детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте русского народа; формирование эстетического восприятия и нравственно патриотических чувств дошкольников; приобщение родителей к проблемам дошкольного детства.
Основные принципы работы в музее
В основу решения поставленных задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
1 этап. Подготовительный.
Планирование мини-музея
- предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия,
- психологическая комфортность и безопасность деятельности,
- родительское собрание "мини-музеи в детском саду",
- определение места расположения мини-музея,
- планирование экспозиций,
- подбор экспонатов.
- занятия-экскурсии,
- экскурсии для родителей,
- исследовательская деятельность,
- продуктивная деятельность,
- возможность смены экспозиций.
Функционирование мини-музея - посещение музея детьми, педагогами, родителями.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
- у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею;
- дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею;
- у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.