Игра и игрушка, как средства развития общения
детей раннего и младшего дошкольного возраста
Красина Наталья Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №5
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад №5
Калининского района Санкт-Петербурга
Перед родителями детей раннего возраста часто встает вопрос: «Какие игрушки купить ребенку? Ведь зайки и мишки продаются в любом супермаркете. Не каждая игрушка может развить ребенка. Как выбрать нужную, полезную, обучающую, развивающую, а главное - безопасную. При покупке игрушек необходимо обращать внимание на производителя, материал, краску, документацию от производителя и сведения для какого возраста она предназначена, а не только на стоимость этой игрушки. Ведь игрушки покупают не только на радость детям, но и для пользы. Родители часто идут на поводу своих чад ведь, когда проходишь около отдела «Игрушек», нередко услышишь это знакомое «купи». Многие не выдерживают стонов, хныканья и нытья - покупают любую, на которую покажут пальцем. Выбор игр и игрушек в магазине очень разнообразен. Так как же выбрать из такого изобилия? Для каждого возраста подходят свои определенные игрушки и игры.
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться еще шире, чем с более старшими детьми. Для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности. С раннего возраста в целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся специальные игры – занятия [1].
Приучение детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задание.
С детьми второго года жизни рекомендуется проводить занятия игры по подгруппам в период бодрствования. Длительность их не велика (3-6 минут). С возрастом число и длительность занятий меняется. В дальнейшем обогащается сенсорный опыт, с помощью взрослого ребенок 1,5-2 лет собирает пирамидку из 4-5 колец, из 4-5 колпачков. Формируется умение подбирать крышки квадратные и круглые к коробочкам и шкатулочкам соответствующих форм. Собирать двухместные дидактические игрушка – матрешки, бочонки, составлять разрезные картинки из двух частей – пирамидки, яблоки [2].
Проводятся упражнения на соотношение плоскостных фигур – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника с отверстиями дидактической коробочки. Организовываются дидактические игры на слуховое внимание: «Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?»
Учат детей различать цвета, дети отбирают предметы одинакового цвета. Игры и занятия со строительным материалом знакомят детей с некоторыми формами: кубик, кирпичик, призма, цилиндра). Обыгрывают постройки совместно со взрослыми, используя для игр сюжетные игрушки. Поощряем самостоятельное вовлечение детей в сюжетные игры, с использованием природного материала и в качестве предметов-заместитетей (листик-тарелочка, камушек-конфетка и т.д.).
В разнообразии используем игры забавы: народные, заводные игрушки, фокусы, обыгрываем русские народные потешки, разнообразные сюрпризные моменты («Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Волшебные шары», «Кто к нам пришёл?»). На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными, продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничества, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В середине третьего года жизни широко используется действие с предметами- заместителями. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет ребенку различать два-три предмета по форме, цвету, величине. Для этого возраста подходят игры: «Найди такой же», «Какой по форме». К трем года дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением. Основной формой мышления является наглядно-действенное. Ребенок действует с предметами, он ставит перед собой цель, намечает план действий. Постепенно усложняется игровая деятельность детей. В младшем дошкольном возрасте происходит развитие интереса к игровым действиям сверстников. Формируется умение играть рядом, не мешая друг другу, развивается умение играть вместе со сверстниками. С помощью взрослого ребенок может выполнять несколько игровых действий.
Формируются начальные навыки ролевого поведения, умение связывать сюжетные действия с ролью. У детей этого возраста возникает желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания.
Побуждаем детей к совместным играм небольшими группами. Пробуждается интерес к театрализованной деятельности («кукла Маша показывает концерт»), расширяется контакт со взрослым. Развивается интерес к играм-действиям со звуками, подражаем движениям животных, птиц, по музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклёрных форм). Появляется у детей самостоятельность, активность с игрушками персонажами. Создаются условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра. Обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом. Развитие умения собирать пирамидку, башенку, из 5-8 колец, разной величины, ориентировка в соответствии плоскостных фигур. Геометрическая мозаика – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребенку интересны настольно-печатные игры, различные домино, более сложные разрезные картинки.
Эти рекомендации помогут в выборе дидактических пособий и игрушек для малышей и развития ваших детей.
Литература:
1. Нищева Н.В. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. СПб.:. «Детство-пресс. 2004.
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться еще шире, чем с более старшими детьми. Для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности. С раннего возраста в целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся специальные игры – занятия [1].
Приучение детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задание.
С детьми второго года жизни рекомендуется проводить занятия игры по подгруппам в период бодрствования. Длительность их не велика (3-6 минут). С возрастом число и длительность занятий меняется. В дальнейшем обогащается сенсорный опыт, с помощью взрослого ребенок 1,5-2 лет собирает пирамидку из 4-5 колец, из 4-5 колпачков. Формируется умение подбирать крышки квадратные и круглые к коробочкам и шкатулочкам соответствующих форм. Собирать двухместные дидактические игрушка – матрешки, бочонки, составлять разрезные картинки из двух частей – пирамидки, яблоки [2].
Проводятся упражнения на соотношение плоскостных фигур – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника с отверстиями дидактической коробочки. Организовываются дидактические игры на слуховое внимание: «Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?»
Учат детей различать цвета, дети отбирают предметы одинакового цвета. Игры и занятия со строительным материалом знакомят детей с некоторыми формами: кубик, кирпичик, призма, цилиндра). Обыгрывают постройки совместно со взрослыми, используя для игр сюжетные игрушки. Поощряем самостоятельное вовлечение детей в сюжетные игры, с использованием природного материала и в качестве предметов-заместитетей (листик-тарелочка, камушек-конфетка и т.д.).
В разнообразии используем игры забавы: народные, заводные игрушки, фокусы, обыгрываем русские народные потешки, разнообразные сюрпризные моменты («Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Волшебные шары», «Кто к нам пришёл?»). На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными, продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничества, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В середине третьего года жизни широко используется действие с предметами- заместителями. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет ребенку различать два-три предмета по форме, цвету, величине. Для этого возраста подходят игры: «Найди такой же», «Какой по форме». К трем года дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением. Основной формой мышления является наглядно-действенное. Ребенок действует с предметами, он ставит перед собой цель, намечает план действий. Постепенно усложняется игровая деятельность детей. В младшем дошкольном возрасте происходит развитие интереса к игровым действиям сверстников. Формируется умение играть рядом, не мешая друг другу, развивается умение играть вместе со сверстниками. С помощью взрослого ребенок может выполнять несколько игровых действий.
Формируются начальные навыки ролевого поведения, умение связывать сюжетные действия с ролью. У детей этого возраста возникает желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания.
Побуждаем детей к совместным играм небольшими группами. Пробуждается интерес к театрализованной деятельности («кукла Маша показывает концерт»), расширяется контакт со взрослым. Развивается интерес к играм-действиям со звуками, подражаем движениям животных, птиц, по музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклёрных форм). Появляется у детей самостоятельность, активность с игрушками персонажами. Создаются условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра. Обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом. Развитие умения собирать пирамидку, башенку, из 5-8 колец, разной величины, ориентировка в соответствии плоскостных фигур. Геометрическая мозаика – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребенку интересны настольно-печатные игры, различные домино, более сложные разрезные картинки.
Эти рекомендации помогут в выборе дидактических пособий и игрушек для малышей и развития ваших детей.
Литература:
1. Нищева Н.В. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. СПб.:. «Детство-пресс. 2004.
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.