Статья
Формирование грамматического строя речи дошкольников
Степанова Ирина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ №101
Выборгского района Санкт-Петербурга
Речь - способ общения, один из важнейших показателей развития дошкольника. Высокий уровень развития речи – это способность детей хорошо говорить, умение думать и выражать свои мысли, легко ориентироваться в окружающей действительности, умение устанавливать взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – одна из основных задач в работе с дошкольниками. Практическое овладение грамматически правильной речью родного языка в дошкольном детстве происходит в процессе общения, дидактических игр и упражнений в различных видах деятельности. Наглядный материал (игрушки, предметные и сюжетные картинки) имеет большое значение в словесных играх.
Основные направления по формированию грамматического строя речи дошкольников:
1. Согласование прилагательных с существительными в роде:
Женский род: машина (какая?) грузовая, кукла (какая?) новая, пирамидка (какая?) большая, коляска (какая?) детская, кошка (какая?) пушистая;
Мужской род: дом (какой?) деревянный, цветок (какой?) красный, чайник (какой?) горячий, мячик (какой?) резиновый, велосипед (какой?) синий;
Средний род: дерево (какое?) высокое, ведро (какое?) пластмассовое, зеркало (какое?) овальное, платье (какое?) красивое, окно (какое?) открытое.
2. Согласование существительных с прилагательными в числе:
Теплый (шарф) – теплые (ладошки), зеленая (трава) – зеленые (листочки), высокий (дом) – высокие (горы), круглый (колобок) – круглые (шарики).
3. Употребление существительных с предлогами:
На (полке, столе, скамейке, окне, стуле);
В (лес, школу, поликлинику, театр);
Из (коробки, пакета, книжки, сумки);
Под (кроватью, тумбочкой, шкафом).
4. Согласование существительных в единственном и множественном числе обозначающих животных и их детенышей:
Кошка – котенок – котята, собака – щенок– щенята, корова – теленок – телята, лошадь – жеребенок – жеребята, овца – ягненок – ягнята.
5. Употребление множественного числа существительных в винительном падеже: Лисят, медвежат, зайчат, волчат, бельчат, ежат, мышат.
6. Употребление множественного числа существительных в родительном падеже: Вилок, ложек, ленточек, мальчиков, девочек, флажков, книжек, матрешек.
7. Употребление правильных форм повелительного наклонения некоторых глаголов: Ляг! Лежи! Поезжай! Беги!
8. Слова, имеющие только множественное число: Ножницы, очки, лыжи, санки.
9. Несклоняемые существительные: Метро, пальто, кофе, пианино, экскимо.
10. Образование слов с помощью суффиксов: Строить – строитель, спасать – спасатель, учить – учитель.
11. Образование сложных слов: Рыболов, пешеход, самолет, пчеловод, соковыжималка, овощерезка, кофеварка, лесоруб, мухомор.
12. Согласование существительных числительными: Шесть яблок, трое детей, семь птичек, восемь ягод, девять конфет.
13. Образование однокоренных слов: Лес, лесной, лесник, лесничий, перелесок; Дом, домовой, домашний, домишко, домище, домик.
14. Образование глаголов с помощью приставок: Бежать, прибежать, перебежать, убежать, добежать; Возить, привозить, увозить, перевозить.
Таким образом, в устной форме дошкольники усваивают нормы и правила родного языка. Речь окружающих взрослых – образец для подражания, а это значит, что она должна быть чистой и грамматически правильной.