Использование развивающих игр в работе над формированием элементарных математических представлений
у детей подготовительного к школе возраста с речевой патологией
Путешествие в волшебный лес
Цель: Развитие познавательной деятельности, их познавательных интересов.
Задачи :
1. Закрепить порядковый счёт
2. Закрепить выражения: ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.
3. Закрепить состав числа из двух меньших чисел
4. Продолжить учить детей ориентироваться на плоскости, анализировать схему, читать схему
5. Развивать логическое мышление, внимание.
6. Учить считать и описывать геометрические фигуры с помощью знаков. Формировать представления о символическом изображении вещей.
7. Формировать представление о математических понятиях – кодирование и декодирование информации.
8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, память , внимание.
9. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение работать в коллективе.
Материал:
1. Схемы для игры « Построим дорожку».
2. Блоки Дьенеша.
3. Изображение ежей ( найти отличия), игрушки – лесные зверята.
4. Карточки с кружками для сыра, плоскостные фигуры для ковролина.
5. Листы для рисования по клеткам.
6. Геометрические фигуры с символами.
7. Знаки для игры «Кот и мыши».
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, я расскажу вам одну историю. Жили – были в одном доме мыши. Жилось им очень трудно. Кот караулил возле норки, что бы мыши не выходили за кормом. Хозяева ставили мышеловки. Иногда мышам доставались крошки хлеба, сыра и мыши были счастливы. Но однажды они узнали, что в волшебном лесу есть волшебный сундучок, в котором всегда есть что-нибудь вкусненькое: сыр, колбаса, печенье, хлебные крошки. И решили мыши пойти в волшебный лес. Дождались они ,когда кот уснёт и………… .
Ребята, вы хотите попасть в сказку? Закройте глаза. Начинайте считать от 10 обратно. 10, 9, 8….Воспитатель надевает знаки мышат на детей. В кого вы превратились? Ответы детей . Начинаем наше путешествие. А в волшебный лес ведёт волшебная дорожка. Её надо выложить из блоков Дьенеша. Подойдите к столам и выложите волшебную дорожку.
1. Дети выкладывают дорожку по схеме; 4-5.
Вот по какой дорожке мы пойдём дальше. Идут мышата, вдруг на их пути появляется кот.
Кот: Куда это вы направляетесь мышата? Что вы задумали?
Мышата: Мы идём в волшебный лес на поиски волшебного сундучка.
Кот: А я вас не пропущу, пока не выполните моё задание. Посмотрите , вам навстречу идут лесные зверята.
2. Сколько всего зверей?
Кто идёт первым?
Кто идёт последним? Третьим? Пятым?
Между кем идёт лиса? Кто идёт перед зайцем? Кто идёт за медведем?
Кот: Ну, молодцы. С этим заданием вы справились. Пропускаю вас в лес.
3. Воспитатель: Смотрите мышата, нам встретились два ежа. А чем они опасны для мышей?
Но они вас не тронут, если вы поможете разрешить их спор: чем они отличаются? (Находят отличие).
Восп.: Идут мышата дальше. Появляется кот, предлагает поиграть в кошки – мышки.
4. Игра «Кот и мыши» - с блоками Дьенеша.
Кот: Молодцы мышата. Ответьте мне, вы любите сыр? Вот вам кусочки сыра. Давайте из кусочков соберём целую головку. Каждый кусочек должен занять своё место. Дети собирают сыр из частей.
Воспит.: Ну вот, мышата, поиграли ,пойдём дальше. Впереди у нас ещё много приключений. Ой, что это на нашем пути появилось? (Озеро) Что же делать?( Надо его обойти). Давайте построим план дороги на листе бумаги, а потом перенесём её на местность. Мы ведь в сказке всё можем.
5. Рисование по клеткам. После выполнения задания дети встают. Обходят озеро. А кот тут как тут :
6. «Какие вы умные, мышата. Даже озеро обойти сумели. А я вам ещё одно задание приготовил. У медведей 6 бочонков мёда. Если этот медведь возьмёт себе 2 бочонка, сколько достанется второму? (2 – 4 ). И так далее 3 - 3 , 4 – 2, 1 – 5, 5 – 1.»
Воспит.: А вот впереди и волшебный лес.
Кот: Ну какой же он волшебный. Какие – то знаки.
7. Воспит.: Он потому и называется волшебным, что его надо расколдовать. Мышата, попробуем лес расколдовать? Работа с блоками Дьенеша. Вот в какой лес мы попали! Молодцы мышата.
А вот и волшебный сундучок. Что же в нём? Призы для мышат.
Как вы считаете, мышата, справились вы с заданиями, чтоб попасть в волшебный лес? С какими трудностями вы встретились?