Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Использование нетрадиционных техник рисования в формировании
художественно-творческих навыков детей дошкольного возраста

Я рисую, как хочу

 
Кузина Наталья Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №16
компенсирующего вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга


 

Работа с детьми с использованием нетрадиционных техник рисования по программе «Я рисую, как хочу» для детей 4-7 лет, реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования. Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у детей такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, снижать закомплексованность, скованность. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Дошкольное детство -  очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность ,тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и  доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, важной частью художественного воспитания и развития его эмоциональной сферы. Возможность и готовность воспринимать мир через чувства и эмоции ,быть открытым к познанию и общению с другими людьми. Благодаря развитому эмоциональному интеллекту, человек может принимать нестандартные решения, находить общий язык с внешним миром и решать новые жизненные проблемы.
Новизна данной программы заключается в том, что в работе используются:

  • нетрадиционные техники и способы детского художественного творчества, которые позволяют быстро достичь желаемого результата
  • самодельные инструменты из природного и бросового материала разнообразного по свойствам и качествам
  • используются разнообразные приемы и технологии, метод моделирования, экспериментирования, оценка качества
  • использование информационно-компьютерных технологий
  • использование элементов детского дизайна

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса к продуктивной деятельности. Проводимая мной работа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирует умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитание у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.
 Цель:
1.Создать необходимые и благоприятные условия – комфортную эмоциональную среду для творческого развития ребенка, его самореализации через изобразительное и декоративно- прикладное творчество.
2.Создать условия для развития эмоционального интеллекта.
3.Формировать у ребенка художественную позицию в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
4. Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно – выразительными средствами и техниками.
Задачи :
Образовательная:
1.Сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
2.Учить технологии работы с бумагой, красками и другими материалами.
3. Давать представления об использовании бросового материала в изготовлении изделий.
4. Обогащать, расширять и систематизировать знания, умения и навыки.
Развивающая:
1.Развивать творческие способности.
2. Развивать моторику рук, глазомер, координацию движений.
3..Развивать воображение, память, фантазию.
4.Развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
1.Воспитывать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда.
2.Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
3.Организовывать с детьми выставки, обсуждать с ними результаты, создавать экспозиции картин и т.п.
Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации, но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого бывает недостаточно для развития творческих способностей ,развития эмоционального интеллекта детей.
Отличительной особенностью  работы является:

  • Формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности
  • Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами и техниками
  • Использование элементов детского дизайна в творческих работах
  • Использование информационно-компьютерных технологий
  • Совмещение занятий с подвижной игрой, например пантомимой, которая поможет понять образ, суть явления через движение, мимику ,жест

 
Возраст детей
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности . Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность
На этапе 4-5 лет – происходит овладении сенсорными эталонами, которые помогут освоить цвет, форму, размеры. Обогащение содержания творческой деятельности, самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. В это время для детей главное - -выразить свое мироощущение.
На этапе 5-6 лет – это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации .Рисунки могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета ,формы и величины.
На этапе 6-7 лет у детей развиваются изобразительные способности ,воображение,
Художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения – к живописи или графике, пластике или дизайну.
В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов.
От способов обследования зависит структура формируемых образов.
Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания.
Умение различать цвета оттенки и формы, сочетание форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства.
Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать свойства, форму, строение, цвет, положение предмета, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения
 
 
Методы проведения занятий ( формы)

  • Словесный метод – рассказ, беседа,
  •  Наглядный метод – показ, наблюдения, работа по образцу
  • Практический метод -  экспериментирование, свободное творчество
  • Эмоциональный
  • Метод поощрения
  • Частично – поисковый

Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования дошкольников происходит в следующих направлениях:

  • От  рисования отдельных предметов к рисованию  сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию
  •  От применения наиболее простых видов нетрадиционных техник изображения к более сложным
  • От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения
  • От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Общие показатели развития детского творчества:

  • Творческая активность
  • Эмоциональность
  • Произвольность
  • Эстетическая компетентность
  • Инициативность
  • Самостоятельность
  • Способность к самооценки

Специфические показатели развития детского творчества

  • Субъективная новизна,  оригинальность и вариативность
  • Нахождение выразительно- изобразительных средств для создания художественного образа
  • Динамика  опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами
  • Индивидуальность
  • Общая ручная умелость

  Формы проведения итогов
Контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организацией выставок рисунков и поделок, проведением дидактических игр,создании книг- самоделок ,создание журнала образцовнетрадиционных техник рисования «Мы рисуем чем хотим» Показ презентаций ,открытых занятий.
Способы проверки результатов
Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей (диагностика «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве» по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И. ) Диагностика по этой методике проводится в начале и конце учебного года. Проверка проводится в форме естественного педагогического эксперимента.
 Методическое обеспечение
Инструменты и материалы:
Бумага, основа для композиций

  • Листы белой и тонированной бумаги в формате А4 ,А3
  • Альбомы для детского художественного творчества
  • Белый и цветной картон
  • Наборы цветной и бархатной бумаги
  • Фольга
  • Салфетки бумажные
  • Иллюстрации из старых журналов, цветных газет, старые календари и т.п.
  • Гофрированная ,папиросная, бархатная бумага

Художественные материалы , инструменты и их заменители

  • Пластилин
  • Соленое тесто
  • Стеки
  • Карандаши: цветные, простые , восковые мелки , фломастеры , ручки ,перья сангина
  • Краски: гуашевые, акварельные
  • Стаканчики для воды
  • Кисти: различной величины и качества ворса, различные по назначению
  •  Клей, клеящие карандаши
  • Ватные палочки
  • Штампы и штемпели: готовые и изготовленные из различных материалов
  • Губки, мочалки, поролон

Бытовой и бросовый материал

  • Фантики на бумажной основе
  • Ткань разной расцветки и фактуры
  • Нитки, проволока, веревочки, тесьма, леска и т. п.
  • Трубочки для коктейля, зубочистки
  • Предметы декора: бусинки, пуговицы, паетки, биссер
  • Пробки, колпачки от фломастеров, печати
  • Коробки, баночки и т. д.

 
Природный материал

  • Опавшие плоды, листья, лепестки
  • Различные семена, косточки, скорлупа
  • Шишки, желуди, каштаны
  • Веточки, травы, солома
  • Крупы (рис ,греча, горох, пшено, манка )
  • Камешки, ракушки ,песок

Оборудование

  • Флонелеграф
  • Столы и стулья
  • Клеенки для столов
  • Влажные салфетки ,бумажные, матерчатые
  • Трафареты, шаблоны

Методическое обеспечение          

  • Иллюстрации, репродукции: « Времена года »,  «Животные леса », «Русские народные сказки », « Знакомство с натюрмортом» , « Народная игрушка », «Синие маки », « Цветы на подносе », репродукции различных видов живописи и т.п.
  • Муляжи
  • Демонстрационный материал : «Народные промыслы » , «Сюжетная аппликация », « Изобразительное искусство . Основы народного и декоративно-прикладного искусства.», «Дошкольникам об искусстве.», «Сделаю сам .» и т.д.
  • Коллекции «Художественная галерея », « 50 художников. Шедевры русской живописи.»
  • Подборка журнала « Коллекция идей »
  • Пооперационные карты
  • Подборка рабочих листов  для самостоятельного творчества « Школа фантазеров »
  • Фоновые рисунки для экспериментирования
  • Малые скульптурные формы
  • Предметы народно – прикладного искусства и т.д.
  • Дидактические игры :  « Русский сувенир », « Народные промыслы .», «Домино.»  « Собери картинку .» , « Что нужно художнику?», «Цветные коврики.», «Составь натюрморт.», «»Сочетание цветов.»,»В цветном королевстве.», «Фигуры и формы.» и т.д.
  • Подборка стихов, сказок, физкультминуток
  • Записи музыкальных произведений

 
 
 
Техники рисования используемые в работе
 Рисование пальчиками, ладошкой

  • Возраст от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт
  • Материалы: Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки
  • Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик(ладошку, всю кисть) или окрашивают ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

 
«Мой любимый дождик», «Веселые мухоморы», «Веселые цыплята», «На морском дне», «Божья коровка», «Лебеди на пруду»
Оттиск пробкой, печатками из картошки, поролоном и пенопластом

  • Возраст от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, фактура
  • Материалы: Широкие блюдечки с гуашью и вложенной штемпельной подушечкой, плотная бумага любого цвета, печатки из пробки
  •  Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к подушечке  и наносит оттиск на бумагу.

      «Красивые цветы», «Снегири на дереве», Веселый городок»
Тычком кистью, ватными палочками

  • Возраст от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, фактура
  • Материалы: Широкие блюдечки с гуашью и вложенной штемпельной подушечкой, плотная бумага любого цвета, клеевые кисти, трафареты.
  •  Способ получения изображения: ребенок прижимает кисточку к подушечке  и наносит отпечатки внутри трафарета

«Мои любимые животные», «Елочки в лесу», «Веселый снеговик», «Овечки на лугу», «Сирень»
Оттиск смятой бумагой ,растительным  материалом( листья, цветы, травинки)

  • Возраст от 4 лет
  • Средства выразительности : пятно, цвет, фактура
  • Материалы: Широкие блюдечки с гуашью и вложенной штемпельной подушечкой, плотная бумага любого цвета, смятая бумага( растения)
  • Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к подушечке  и наносит оттиск на бумагу.

 
«Осенний лес», «В Арктике», «Ежики в лесу»
 
Восковые мелки (свеча)  и акварель

  • Возраст от 4 лет
  • Средства выразительности : пятно, цвет, фактура, линия
  • Материалы: восковые мелки, плотная бумага любого цвета, акварель, кисти
  • Способ получения изображения: Ребенок рисует изображение на листе, затем закрашивает лист акварелью. Рисунок остается не закрашенным

 
«Летний луг», «Волшебные превращения», «Подснежник», «Коты»
Печать  тампоном, полосками картона

  • Возраст от 5 лет
  • Средства выразительности : пятно, цвет, фактура
  • Материалы: : Широкие блюдечки с гуашью и вложенной штемпельной подушечкой плотная бумага любого цвета, тампон из поролона, трафареты
  • Способ получения изображения: : ребенок прижимает тампон к подушечке  и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета

 
«Пингвины на льдине», «Мое любимое животное», «Ветка мимозы», «Волшебные линии»
 
Монотипия предметная

  • Возраст от 5 лет
  • Средства выразительности : пятно, цвет, симметрия
    • Материалы: плотная бумага любого цвета, акварель или гуашь , кисти
  • Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной из половин рисует половину предмета, затем складывает лист пополам. Разворачивает, рассматривает, дорисовывает.

«Бабочки», «Красивые цветы», «Загадки»
Черно-белый граттаж

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, пятно
  • Материалы:  картон,  свеча,  широкая кисть, тушь, жидкое мыло, мисочки для туши, палочки с острым  концом
  • Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

 
«Зимняя ночь», «Я в волшебном еловом лесу», «Морозный узор», «Дремлет лес под сказку сна»
 
Кляксография обычная

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно
  • Материалы: бумага, разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка
  • Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее лист снимается, изображение рассматривается; определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Ожившие предметы»
Кляксография с трубочкой

  • Возраст:  от 5 лет
  • Средства выразительности : пятно
  • Материалы: бумага, разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка
  • Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Цветы на лугу», «Поздняя осень»
Кляксография с ниточкой

  • Возраст:  от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно
  • Материалы: бумага, разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточки средней толщины.
  • Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на лист бумаги выкладывается из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывается другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

«Морозные узоры»
Тычкование

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: фактура, объем
  • Материалы: квадраты двухсторонней бумаги, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей, картон
  • Способ получения изображения: ребенок ставит карандаш на квадрат бумаги и заворачивает края квадрата, опускает карандаш в клей, затем приклеивает квадрат на основу,  пока квадратиками не заполнится желаемый объект.

 
«Носит одуванчик желтый сарафанчик», «Овечки»
Цветной граттаж

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, цвет
  • Материалы: цветной картон или бумага предварительно раскрашенные акварелью, свеча, широкая кисть, мисочки с гуашью, палочки с заточенным концом
  • Способ получения изображения: ребенок натирает лист цветными свечами так, чтобы он весь был покрыт слоем воска, затем лист закрашивается гуашью. После высыхания рисунок процарапывается палочкой.

 
«Космос», «Салют над Кремлем»
Монотипия пейзажная, рисование по мокрому листу

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции
  • Материалы: бумага, кисти, гуашь или акварель, влажная губка, кафельная плитка
  • Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое. На одной половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается губкой. Лист складывается .Пейзаж получается размытым.

Для монотипии также можно использовать кафельную плитку.
 
«Пейзаж у озера»,«Ранняя весна»,
Рисование мыльной пеной

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет
  • Материалы: Стаканчики с гуашью смешанной с жидким мылом, трубочки, тонированные листы бумаги.
  • Способ получения изображения: ребенок дует в стаканчик, когда пена поднимется, стаканчик накрывается бумагой. Пена оставляет на листе отпечаток, остальное дорисовывается.

«Волшебный цветок», «Жил-был на свете лев»
Так же в работе с детьми я использую такие техники как пластилиновая живопись,  лепка из соленого теста, создание коллажей с использованием различных материалов , поделки с элементами детского дизайна.
Заключение
Позвольте детям фантазировать и рисовать так, как они видят и чувствуют. Пусть дома летают по небу, трава будет красной, а солнце зеленым и т.д В творчестве не существует понятий «правильно» и «неправильно. Творческий человек тот, кто может попробовать новое и оригинальное, а не копировать. Главное экспериментировать!
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»