Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы заключительная беседа
Весна
Старшинова Валерия Михайловна
Программные задачи:
Образовательные:
1. Закреплять и уточнять знания детей о времени года, название весенних месяцев, о весенних изменениях в живой и неживой природе;
2. Активизировать словарный запас по теме «Весна»:
· за счет слов обозначающих признак солнца, неба, облаков: тёплое, яркое, лучистое, весеннее; чистое, голубое, безоблачное, высокое, тёмное, пасмурное; белые, пушистые, лохматые, лёгкие, воздушные, кучевые…
· за счет глаголов: поднимается (выше), светит, пригревает, обогревает, радует, плывут, просыпаются (от спячки), меняют (шерстку), линяют, прилетают (птицы), откладывают (яйца), выкармливают (птенцов) …
· при чтения стихов и рассказывание пословиц и поговорок.
3. Развивать художественное восприятие иллюстраций, картин, стихотворений, музыки
Коррекционные:
4. Закреплять дифференцировку оттенков одного цвета.
5. Развивать, зрительное внимание и зрительную память через восприятие силуэтных изображений.
6. Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
7. Воспитывать заботливое отношение к пробуждающей природе.
Ход совместной деятельности
I часть. Около воспитателя. Посмотрите, что я вам принесла. (Цветок мать-и-мачехи). Как вы думаете, от какого времени года этот подарок?
Почему вы решили, что это подарок от весны?
Садитесь, давайте посмотрим на экран.
Какие ещё цветы дарит нам весна?
Как можно назвать все эти цветы одним словом? (Это первоцветы)
А можно ли собрать эти цветы в букет? (Нет, мы не только уничтожим красоту, но и уничтожаем корм для насекомых, которые просыпаются после зимы.)
Кто хочет рассказать стихотворение о том, что случается с первоцветом, если его сорвут?
Цветок на лугу
Сорвала я на бегу…
Сорвала, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день простоял –
и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
Скажите, какие изменения в природе должны произойти, чтобы появились первоцветы?
А почему они появляются? (Солнце поднимается все выше, греет все ярче, сильнее, день становится длиннее, начинает таять снег, бегут ручьи, …)
Расскажите про весеннее солнышко, какое оно? (Тёплое, яркое, лучистое, весеннее, …)
Всё выше и выше поднимается солнце в небо.
Какое небо? (Чистое, голубое, безоблачное, высокое, пасмурное, …)
Давайте попробуем выложить цвет неба по заданию. (Карточки с заданием на оттенки цвета, от самого темного к самому светлому, у некоторых детей – от самого светлого до темного. На обратной стороне карточки – ответ для самопроверки).
Посмотрите на свои задания, и скажите, как надо выложить.
Начинайте работу.
Закончили, проверьте, пожалуйста, правильно ли вы сделали, переверните карточку.
Вы все правильно сделали.
По небу плывут облака.
Какие облака? (Белые, пушистые, лохматые, лёгкие, воздушные, кучевые, …)
Как движутся облака по небу? (Быстро, медленно, …)
От чего это зависит? (От ветра) На что похожи облака?
II часть. Вы назвали много примет весны, всё это вы видели гуляя на участке. Наш народ издревле всё примечал и передавал из уст в уста. Появились пословицы и поговорки. А какие пословицы и поговорки про весну вы знаете?
Весенний день целый год кормит.
Грач на горе – весна во дворе.
Весна цветами красна.
Красна весна, да голодна.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Солнце пригреет – все поспеет.
Где в апреле река, там, в июле лужа.
Послушайте, какую я знаю пословицу «Апрель – месяц говорливой воды»
Как вы думаете, а почему так называют месяц Апрель?
(Большая вода, паводок, наводнение, …)
К какой картине подходит эта пословица?
Посмотрите, как точно эта пословица подходит к картине художника Исаака Ильича Левитана «Большая вода»
А какой писатель написал произведение о половодье, паводке и как оно называется? Николай Алексеевич Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Физминутка:
Давайте с вами нарисуем весеннюю картинку. Но помните, вам надо следить за своей движущейся рукой:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна
Если снег везде растаял
И трава в лесу видна
И поет пичужек стая
Значит, к нам пришла весна
Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна
Нам ещё приятней станет
Значит, к нам пришла весна
III часть. Рассмотрите иллюстрации, которые лежат у вас на столе.
Послушайте задание, сейчас я или кто-то из вас будем читать стихотворение или загадку, а вы покажите те картинки, которые подходят к этому стихотворению или загадке:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел … (Апрель)
Как звери встречают весну? (В лесу проснулись медведь, ёж, барсук. У волка и лисицы началась линька, а заяц и белка поменяли цвет своей шубки.)
Кто хочет прочитать стихотворение С.Я. Маршака «Апрель»? Вы также подберите иллюстрации.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Послушайте следующую загадку:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Птицы первые летят.
Гром грохочет. Угадай.
Что за месяц это? … (Май)
А кто хочет рассказать стихотворение «Грачиная деревня»?
Весною на деревьях
Построена деревня
Как ветер начинается –
Деревья все качаются.
Качаются деревья –
Качается деревня.
Какая бы картина подошла к этому стихотворению, и кто её написал? «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов.
Что мы бы услышали, если бы оказались у этих берез?
Какие птицы к нам прилетают одними из первыми, почему? (Грачи, они могут долго ходить по земле, собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков. Они всеядные.)
Когда прилетают водоплавающие птицы, почему? (Водоплавающие птицы прилетают тогда, когда на реках и озерах растает весь лёд.)
Какие прилетают самыми последними, почему? (Кукушка, ласточки и стрижи. Кукушка питается только волосистыми гусеницами, которые собираются на деревьях. А гусениц становится больше, после распускания листьев.
Стрижи и ласточки питаются летающими насекомыми мошками и комарами, высоко в небе насекомые появляются позже всего.)
Откуда к нам прилетают птицы?
Какое основное занятие у птиц весной? Какие у птиц заботы весной?
Почему это происходит именно весной? (Достаточная освещенность, много корма.)
IV часть. Посмотрите на экран. Здесь была весенняя картинка, но остались только силуэты, от картинки. У вас на столах лежат детали. Рассмотрите их. Что вы увидели? Послушайте задание: Нам надо составить точно такую же картинку на ковралине, только цветную. Посмотрите внимательно, найдите и запомните место, где находится ваша деталь.
Составление картины. Давайте проверим.
Посмотрите, какая красивая весенняя картинка у нас получилась. Прочитайте стихотворение Ивана Савича Никитина «Полюбуйся: весна наступает»
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости в тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!
Какая красивая у нас получилась картина. Весна она вдохновляет и писатели, и поэты, и художники и композиторы все стараются выразить эту красоту, и мы сегодня с вами это увидели, мы читали стихотворения, вспоминали пословицы и поговорки, смотрели картины художников, различные иллюстрации, слушали музыку, которую написали композиторы…
А сейчас, для вас будет маленький сюрприз. На экране появятся исполнители песни о весне, вам хорошо знакомые. Если вы их узнаете, можете подпевать.
Дети исполняют песню «И вот весна явилась к нам капелью за окном…»