Ознакомление дошкольников с живописью.
Приёмы работы
Рейхард Нина Николаевна
Приёмы, используемые при ознакомлении детей с живописью Мы стремимся вырастить всесторонне развитого, духовно богатого человека. Приобщая ребёнка дошкольного возраста к искусству, наша главная цель заинтересовать его, в частности произведениями живописи. Не может быть интереса без умения видеть и понимать. Наглядность лучший приём для достижения понимания. Работая по данной теме в детском саду компенсирующего вида можно решать множество задач по устранению речевых проблем. Работу по ознакомлению с живописью начинаем с внесения репродукций картин разного жанра для свободного рассматривания детьми. Затем задаём вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление, увиденного на картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности. Затем предлагается детям искусствоведческий рассказ по картине. Знакомим детей с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Знакомим со средством художественной выразительности цветом. Даём знание об основных цветах. Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий» Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец своего отношения к картине. Рассказываем о чём произведение, какими красками написано, что особенно понравилось, какое настроение вызывает данная картина. Детям предлагается выбрать карточки, отображающие основные цвета, используемые художником и цвет, отображающий настроение, вызванное картиной. На данном этапе знакомим детей с творчеством И.И.Левитана, И.И.Шишкина. При рассматривании картин на первом этапе исключается искусствоведческий рассказ воспитателя. Вопросы по картине имеют обобщённый характер. Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина». Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом) б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?» в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?» Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка. Продолжаем знакомить детей со средствами художественной выразительности цветом. Знакомим с такими средствами, как свет, построение. Даём знания о жанровой картине. Знакомим с творчеством В.М.Васнецова, В Г.Перова. Закрепляем знания детей о жанрах живописи портрет, пейзаж, натюрморт. Продолжаем работать над составлением описательных рассказов по картине, подводя к составлению творческого рассказа. Обогащаем словарный запас детей прилагательными, наречиями, художественными терминами.