Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №41 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических понятий в старшей группе
Воспитатель Ступа Н.А.
Технологии: вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики
2013 год
Психолого-педагогические задачи:
1. формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер),
2. развивать наблюдательность, познавательный интерес,
3. формировать навыки самостоятельной работы,
4. продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу),
5. Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
6. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку..
7. Формировать навык полных ответов на вопросы.
8. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
9. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.
Демонстрационный материал :
· набор карточек с изображением различного количества предметов,
· карточки с цифрами,
· листы бумаги,
· карандаши,
· аудиозапись с музыкой.
Ход
1. Организационный момент:
Воспитатель.
-Дети, вы любите играть с игрушками?
Дети:-Да.
Воспитатель:-Кто покупает вам игрушки?
Дети:-Родители, бабушки, дедушки.
Воспитатель:- Вы знаете, где эти игрушки покупают?
Дети:-В магазине.
Воспитатель:-А вы любите ходить с мамой в магазин?
Дети:-Очень!
Воспитатель:-Пролетела здесь сорока
Принесла с собою весть,
Что в лесу у нас далеком
Магазин волшебный есть.
Воспитатель:-Дети, а вы хотите, побывать в таком магазине?
Дети:-Да мы хотим в такой магазин.
Воспитатель:-Прекрасно! И так, мы отправляемся в этот волшебный магазин, где продают игрушки для зверят, и может быть, вы тоже купите себе что-нибудь полезное. Но раз магазин у нас лесной и волшебный, то игрушки в нём можно купить не за деньги, а за фишки. А фишки вы заработаете по дороге в магазин, если будете правильно выполнять задания. Кто больше заработает фишек, тот сможет больше купить игрушек.
Воспитатель:-Готовы?
Дети:-Да готовы.
Воспитатель:-Ну, что ж, тогда в путь! Путь наш будет не близким, трудным. Мы пойдем через лес, и на пути нас подстерегают трудности, и мы с ними должны обязательно справиться. В лесу много снега большие сугробы, поэтому мы пойдем на лыжах.
Дети хором:-Лыжи быстро мы берем
И по снегу мы идем. (Идут по кругу)
Воспитатель:-А вот и лесная полянка, а на ней разные загадки давайте их сейчас отгадаем.
2. Математические загадки.(разминка)
· Четыре зайца шли из школы,
· Но вдруг на них напали пчелы,
· Два зайчика спаслись едва,
· А сколько не успели? (Два).
· Бросил палку кверху Мишка:
· - Падай, с ели в шапку шишка!
· Шишка хлоп по голове.
· Сразу шишек стало: (Две)
· Пять щенят в футбол играли,
· Одного домой позвали —
· Он в окно глядит, считает,
· Сколько их теперь играет? (Четыре)
3. Дидактическая игра«Кто, где стоит»
Правила: детям задаются вопросы ,они должны ответить на них правильно, кто правильно ответит тому фишка, выигрывает тот кто набрал больше фишек.
-Кто стоит слева от домика?
-Справа?
- Сзади, впереди?
-Кто стоит ближе всех, дальше всех?
Разминка:
-По сугробам – высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко, тихонечко шагаем. (Дети идут по кругу)
4.Упражнение «Тень».
Цель: развитие пространства тела.
Правила:
Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.
5.Воспитатель:дети садятся за столы
-Сегодня к нам в гости придет один сказочный герой. А вот какой герой вы сейчас узнаете. Перед вами листок бумаги, а на нем, точки с цифрами. Соединив по порядку точки с цифрами, вы узнаете, кто к нам пришел. Зайчик приготовил для вас задания.
6. Разминка.
1. Сколько носов у трех котов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Какая цифра спряталась в слове “семь -я”?
4. Сколько пальцев на одной руке?
5. Какой сегодня день недели?
6. Сколько раз в году бывает день рождения?
7. Какое сейчас время года?
7. Игра “По порядку становись!”.
Правила:
Дети берут по одной цифре, пока играет музыка, “цифры” гуляют, а по команде “По порядку становись!” дети строятся по порядку. Игра повторяется 3 раза.
Когда дети выстроили числовой ряд, воспитатель задает вопросы;
- назови соседей числа 3 (обращаясь к тому ребенку, у которого цифра 3).
- назови соседей числа 5.
- назови соседей числа 6.
- я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу, какое это число?
- я задумала число, оно больше 6 на единицу, какое это число?
8.“Что где находится?”
-Перед вами карта с геометрическими фигурами, несколько секунд вы запоминаете расположение фигур. Дети за столами на своих листках выкладывают геометрические фигуры, а потом проверяют в парах друг у друга.
- Какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу?
- Где расположен зеленый треугольник?
- Где расположены прямоугольники?
- Какие геометрические фигуры расположены в правом нижнем углу?
- Сколько геометрических фигур на карте?
Воспитатель:
Все задания вы выполнили успешно, а теперь гимнастика для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
2. Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
4. Поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
9.Игра “Распредели фигуры”.
На фланелеграфе фигуры: 2 больших и 2 маленьких красных круга, 2 больших и 3 маленьких синих квадрата расположены в хаотичном порядке.
Воспитатель:
- А вот и первое испытание.
- Какие фигуры вы здесь видите?(Ответы).
-Как можно сгруппировать фигуры?
- По каким признакам? (По цвету, форме, размеру).
-Сколько фигур войдёт в группу квадратов (кругов)? (Дети группируют фигуры).
-Как ещё можно сгруппировать фигуры? (По цвету).
-Сколько будет групп? (Дети группируют фигуры по цвету, а затем аналогично по размеру).
Физминутка:
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?a
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!
ИГРА. “Шапка-невидимка”.
Детям предлагается с закрытыми глазами собрать кубики в ведро (кто больше).
10. “Нарисуй недостающую фигуру”.
Детям выдаются листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами: квадрат, овал, круг, трапеция, прямоугольник, треугольник и ромб. Рассмотрев фигуры дети должны дорисовать детали ,так чтобы получился какой-то предмет.
Пальчиковая гимнастика:
-Будем пальчики считать!
1,2,3,4,5,
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Воспитатель:
-Долгим был путь наш по лесу. Но вы все хорошо справились со всеми заданиями и заработали много фишек и теперь сможете купить игрушки в нашем сказочном магазине. Дети подходят к импровизированному магазину где сидит зайчик-продавец и предъявляют свои фишки.