Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга
у старших дошкольников
Леонова Светлана Александровна,
ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Актуальность проблемы.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста.
С ранних лет ребенок созерцает красоту и величие Санкт-Петербурга, накапливает представления о нем. По мере знакомства с его архитектурно-скульптурным обликом и содержательного общения с взрослыми – родителями и педагогами эти представления углубляются и расширяются. В тоже время они выступают основой для развития интереса к самостоятельному познанию родного города, для творческого самовыражения и созидательного поведения. От того, каким предстанет для дошкольника Санкт-Петербург, насколько он обогатит детскую фантазию и воображение, от того, какие эмоции и чувства он испытывает при знакомстве с ним и зависит тип его поведения в городе, сопричастность к его культуре и традициям, желание сохранить и преумножить его величайшее наследие.
Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
- Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
Первый этап направлен на развитие интереса к городу (сентябрь-октябрь).
Цель: развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города.
На данном этапе дети узнают о главных достопримечательностях Санкт-Петербурга, приобретают навыки классификации, поиска знакомых улиц, зданий, развивают воображение и творческие способности.
Образовательные ситуации:
1. «Прогулка по осеннему Петербургу»
Цель: Восприятие красоты родного города в стихах, музыке, изобразительном искусстве.
1. Прослушивание музыки П.И. Чайковского («Октябрь» из «Времен года»).
2. Выбор маршрута прогулки детьми по карте города.
3. Возможные пункты остановок: Медный всадник, Дворцовая площадь и т.п.
4. Прогулка по выбранному маршруту.
5. Игровые задания:
· Рассмотри картинки и разложи в 4 коробки. Объясни, почему разложил именно так (основание классификации – время года).
· Разложи фотографии по порядку, чтобы проложить путь от детского сада к месту прогулки в центре города.
6. Чтение стихов (стихи для детей авторов Ю. Юдин, О. Тарутин, М. Борисова, В. Блейков, С. Скаченков, К. Озерова и др. см. Приложение № 9 ), пение.
7. Собери осенний букет.
2. «История города»
Цель: Развитие активного познавательного интереса к прошлому города, его настоящему и будущему, к видовым и характерным признакам зданий, развитие воображения и творческих способностей дошкольников.
1. Рассматривание старых планов Санкт-Петербурга и сопоставление с современным, поиск знакомых улиц, зданий.
2. Рассматривание фотографий старинных зданий.
3. Чтение стихов о городе.
4. Прослушивание «Послания инопланетян»:
«Доброе утро, земляне, жители города Санкт-Петербург. Мы обитатели далёкой планеты с туманности Андромеды, обращаемся к вам за помощью. Когда-то мы жили в таком же красивом городе, как ваш. Наши архитекторы создавали красивые здания, мосты, набережные. Но однажды с нами случилась беда. Из соседней галактики прилетел серый ветер забвения.
Мы забыли прошлое, перестали беречь настоящее, и у нас исчезло будущее. Город разрушился, кругом стало мрачно и пусто.
Этот ветер сейчас направляется к вам.
Ветер забвения можно остановить, если устроить встречу трёх изображений – настоящего, прошлого и будущего. Всё это нужно успеть, пока серая стрелка на космических часах не дошла до вашей планеты».
5. Рассматривание слайдов с историческими пейзажами.
6. Игра в «город».
7. Рисование 3 картин: старинный город, новый город, город будущего.
3. «Прогулка по Петропавловской крепости»
Цель: Восприятие красоты архитектурных ансамблей родного города.
1. Игровые здания: Рассмотри картинки и найди изображения Петропавловской крепости.
2. Описание маршрута прогулки детьми на основе карты города.
3. Прогулка по выбранному маршруту (по Петропавловской крепости) с участием гида.
4. Игровые задания:
· Разложи фотографии по порядку, чтобы проложить путь экскурсии по петропавловской крепости.
· Собери целое из частей (работа с разрезанными картинками).
5. Чтение стихов, пение.
Второй этап направлен на расширение и углубление представлений о городе, его видах, архитектуре, и знакомство с различными достопримечательностями (ноябрь, декабрь).
Цель: развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города, развитие у детей умения внимательно и последовательно рассматривать предметы иллюстрации, скульптурное, живописное изображение, узнать изображенные предметы, объекты.
Образовательные ситуации:
1. «Визитная карточка Санкт-Петербурга»
Цель: Освоение знаний о гербе и символике родного города.
1. Презентация герба Санкт-Петербурга.
2. Вопросы детям:
· Что мы видим на гербе, еще, в самом центре?
· Почему же символ царской власти на гербе нашего города?
· Так что же такое Герб?
3. Чтение стихотворения, посвященного гербу города.
4. Прослушивание «Гимна нашего города» композитора Р. Глиэра.
5. Демонстрация картинок с другими символами города: «Медный всадник», кораблик со здания Адмиралтейства, сфинксы, Невский проспект, Казанский собор, Эрмитаж и Петропавловская крепость, - в сопровождении кратких комментариев об интересных фактах.
2. «Город, в котором мы живем»
Цель: Расширить представление детей о городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом и настоящем.
Программа ситуации:
1. Просмотр слайдов с видами Санкт-Петербурга
2. Прослушивание песни «Санкт-Петербург»
3. Беседа на тему видов Санкт-Петербурга: стрелка Васильевского острова.
4. Игра «Мы хотим построить дом».
5. Аппликация «Ростральная колонна».
6. Собирание пазлов с видами города.
7.Игра «волшебный телевизор».
3. «Город-крепость, город-верфь…»
Цель: формирование представлений о характерных функциональных и художественных особенностях архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, установление взаимосвязей между обликом, назначением и местоположением в городе.
1. Сюжетная игра в форме экскурсии: воспитатель играет роль вымышленного персонажа-экскурсовода, знакомит детей с достопримечательностями посредством видео-, аудио- и фотоматериалов.
2. Рассказ об основании города, сообщение сведений об основных природных условиях, в которых создавался Санкт-Петербург, об архитекторах и интересных исторических фактах.
3. Дидактическая игра «Найди сходства и отличия».
4. Рассказ об истории и архитектуре Адмиралтейства.
5. Дидактическая игра «Собери из частей».
6. Дидактическая игра «Узнай по детали (силуэту, цвету)».
4. «Славная Петропавловская крепость»
Цель: Расширить и углубить представления об архитектуре на примере фортификационных сооружений – одного из самых старых и известных сооружений Санкт-Петербурга – Петропавловской крепости.
1. Электронная презентация Петропавловской крепости.
2. Рассказ об истории основания крепости, ее архитектурных особенностях с использованием наглядного материала – фотографий.
3. Чтение стихотворений, посвященных крепости, сопоставление их с изображением на фотографиях.
4. Предложить детям найти символы крепости и символы города (картонные элементы с изображением Ангела, льва, разводного моста, формы крепости и т.п.).
5. Совместное составление красивого описания для экскурсии по крепости.
6. Изготовление открыток с видом города (силуэтное изображение крепости на листке бумаги; дети раскрашивают пространство вокруг крепости создавая интересные образы (зимнего утра крепости, спокойно ночи крепости, весны в крепости), подбирая цвета и детали).
5. «Храм Спас на крови»
Цель: Расширить и углубить представления об архитектуре на примере Храмовых сооружений - Спаса на крови.
1. Рассматривание фотографий храма, детям следует обратить внимание на необычность формы сооружения: своего рода, сказочность постройки (наличие большого числа луковок–глав, резные элементы декора, разнообразие плиток, убранство входом (словно в теремок) – созданные в «русском духе»).
2. Уточнение функционального назначения Храма, уточнение символического обозначения числа куполов.
3. Рассмотрение внутреннего убранства Храма по фотографиям. Предложить детям:
· назвать цвета и оттенки;
· отметить яркость, декоративность, свойственную русской народной культуре (используемые контрастные цвета создают ощущения праздника, и часто используются в росписи игрушек и предметов посуды народными мастерами).
Можно рассмотреть пространство Храма (алтарь).
Обратить внимание детей на детали декора:
· облицовка желтым кирпичом, детали украшения – специально изготовленным глазурированным кирпичом (пояснение),
· мозаичные изображения гербов (фотографии фрагментов внешних стен, изразцовой плитки),
· предложить высказать свое впечатление, вспоминать, где еще можно увидеть такие элементы.
4. Предложить найти самые необычные, сказочные изображения (петушка словно из сказки о царе Салтане, чудо-цветка и т.п.).
Третий этап направлен на обобщение и систематизацию представлений о городе, индивидуальные проявления эстетического отношения старших дошкольников к Санкт-Петербурга в разных видах совместной и самостоятельной детской деятельности (январь, февраль, март).
Цель: закрепление полученных знаний о городе, его истории и архетиктуре.
Образовательные ситуации:
1. «Что? Где? Когда?»
Цель: Закрепление знаний о достопримечательностяхСанкт-Петербурга.
1. Торжественный вход в зал под мелодию песни о городе.
2. Распределение детей на 2 команды. Объяснение правил игры.
3. Чтение стихов о городе.
4. Музыкальные паузы (танец, песня, движения под музыку).
5. Перечень игровых зданий:
· Определи по слайду, что это такое.
· Какая деревянная постройка сохранилась в городе со времен Петра 1? (Домик Петра 1 на Петропавловской набережной).
· Какой парк является ровесником города? (Летний сад).
· Определи по фрагменту, что это такое? (например, фрагмент решетки Летнего сада).
· Сложи свою решетку, используя фрагменты дуг и полосок из бумаги черного цвета.
· Догадайся по картинке, как называется остров?
· Составь из частей целое (используются разрезанные открытки с видами Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Русского музей, Аничкова моста и других достопримечательностей).
· Награждение детей.
2. «День рождения Санкт-Петербурга»
Цель: Закрепление знаний об истории и памятниках архитектурыСанкт-Петербурга. Развитие творческой активности.
1. Прослушивание «Ленинградского вальса» А. Дольского. Разговор с детьми о дне рождения человека и дне рождения города. Предложение подарить городу стихи и песни.
2. Определение дня рождения города по схеме
3. Угадывание названия по части картинки (для этого решается простой арифметический пример и с части картинки Летнего сада снимается карточка с ответом, закрывающая часть изображения).
4. Бал в летнем саду (дети танцуют под музыку Шопена).
5. Загадки сфинкса:
· Догадайся по картинке, что это за уголок Санкт-Петербурга?
· Какие Петербургские памятники увенчаны ангелами?
· Название каких достопримечательностей города связаны с временем года?
· Почему в гербе нашего города два якоря?
6. Музыкальная пауза.
7. Задание «Сложи картинку из частей» (используются разрезанные открытки с видами Санкт-Петербурга).
8. Танец под музыку Д. Шостаковича.
9. Салют из бенгальских огней (с соблюдением правил техники безопасности).
10. Вручение подарков детям.
3. «Мосты Санкт-Петербурга»
Цель: Закрепление знаний о мостах родного города (название мостов, их назначение, простейшие конструктивные элементы, создатели мостов).
1. Загадка о городе: На болотах родился, трижды крестился, в боях не сдавался, героем остался.
2. Проблемная ситуация: как перебраться с одного берега на другой?
3. Задание: составь мост из частей (предлагаются разрезанные изображения Аничкова, Львиного, Дворцового, Старо-Калинкинского и других мостов).
4. Игровое задание «необычные мосты»:
5. Чтение стихов о Санкт-Петербурге. Песни о городе.
6. Найди лишнее название: Мойка, Фонтанка, Нева, Обводный канал (лишний Обводный канал, остальные – естественные реки).
7. Поздравление всех участников игры.
Литература:
Гурьева Н. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство.»
О. Солнцева Городсказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом.
З.А. Серова. Петербургский задачник для малышей.