Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга
у старших дошкольников

Леонова Светлана Александровна,
ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида
Калининского района
Санкт-Петербурга

Актуальность проблемы.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста.

С ранних лет ребенок  созерцает красоту и величие Санкт-Петербурга, накапливает представления о нем. По мере знакомства с его архитектурно-скульптурным обликом и содержательного общения  с взрослыми – родителями и педагогами эти представления углубляются и расширяются. В тоже время они выступают основой для развития интереса к самостоятельному познанию родного города, для творческого самовыражения и созидательного поведения. От того, каким предстанет для дошкольника Санкт-Петербург, насколько он обогатит детскую фантазию и воображение, от того, какие эмоции и чувства он испытывает при знакомстве с ним и зависит тип его поведения в городе, сопричастность к его культуре и традициям, желание сохранить и преумножить его величайшее наследие.

Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

-       Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;

-       Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;

-       Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

-       Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

 

        Первый  этап    направлен на развитие интереса  к городу (сентябрь-октябрь).

Цель: развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города.

На данном этапе дети узнают о главных достопримечательностях Санкт-Петербурга, приобретают навыки классификации, поиска знакомых улиц, зданий, развивают воображение и творческие способности.

Образовательные ситуации:

1. «Прогулка по осеннему Петербургу»

Цель: Восприятие красоты родного города в стихах, музыке, изобразительном искусстве.

1.    Прослушивание музыки П.И. Чайковского («Октябрь» из «Времен года»).

2.    Выбор маршрута прогулки детьми по карте города.

3.    Возможные пункты остановок: Медный всадник, Дворцовая площадь и т.п.

4.    Прогулка по выбранному маршруту.

5.    Игровые задания:

·       Рассмотри картинки и разложи в 4 коробки. Объясни, почему разложил именно так (основание классификации – время года).

·       Разложи фотографии по порядку, чтобы проложить путь от детского сада к месту прогулки в центре города.

6.    Чтение стихов (стихи для детей авторов Ю. Юдин, О. Тарутин, М. Борисова, В. Блейков, С. Скаченков, К. Озерова и др. см. Приложение № 9 ), пение.

7.    Собери осенний букет.

 

2. «История города»

Цель: Развитие активного познавательного интереса к прошлому города, его настоящему и будущему, к видовым и характерным признакам зданий, развитие воображения и творческих способностей дошкольников.

1. Рассматривание старых планов Санкт-Петербурга и сопоставление с современным, поиск знакомых улиц, зданий.

2. Рассматривание фотографий старинных зданий.

3. Чтение стихов о городе.

4. Прослушивание «Послания инопланетян»:

«Доброе утро, земляне, жители города Санкт-Петербург. Мы обитатели далёкой планеты с туманности Андромеды, обращаемся к вам за помощью. Когда-то мы жили в таком же красивом городе, как ваш. Наши архитекторы создавали красивые здания, мосты, набережные. Но однажды с нами случилась беда. Из соседней галактики прилетел серый ветер забвения.

Мы забыли прошлое, перестали беречь настоящее, и у нас исчезло будущее. Город разрушился, кругом стало мрачно и пусто.

Этот ветер сейчас направляется к вам.

Ветер забвения можно остановить, если устроить встречу трёх изображений – настоящего, прошлого и будущего. Всё это нужно успеть, пока серая стрелка на космических часах не дошла до вашей планеты».

5. Рассматривание слайдов с историческими пейзажами.

6. Игра в «город».

7. Рисование 3 картин: старинный город, новый город, город будущего.

 

3. «Прогулка по Петропавловской крепости»

Цель: Восприятие красоты архитектурных ансамблей родного города.

1.    Игровые здания: Рассмотри картинки и найди изображения Петропавловской крепости.

2.    Описание маршрута прогулки детьми на основе карты города.

3.    Прогулка по выбранному маршруту (по Петропавловской крепости) с участием гида.

4.    Игровые задания:

·       Разложи фотографии по порядку, чтобы проложить путь экскурсии по петропавловской крепости.

·       Собери целое из частей (работа с разрезанными картинками).

5.    Чтение стихов, пение.

 

        

Второй  этап направлен на расширение и углубление представлений о городе, его видах, архитектуре, и знакомство с различными достопримечательностями (ноябрь, декабрь).

Цель: развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города, развитие у детей умения внимательно и последовательно рассматривать предметы иллюстрации, скульптурное, живописное изображение, узнать изображенные предметы, объекты.

                   Образовательные ситуации:

         1. «Визитная карточка Санкт-Петербурга»

         Цель: Освоение знаний о гербе и символике родного города.

1.    Презентация герба Санкт-Петербурга.

2.    Вопросы детям:

·       Что мы видим на гербе, еще, в самом центре?

·       Почему же символ царской власти на гербе нашего города?

·       Так что же такое Герб?

3.    Чтение стихотворения, посвященного гербу города.

4.    Прослушивание «Гимна нашего города» композитора Р. Глиэра.

5.    Демонстрация картинок с другими символами города: «Медный всадник», кораблик со здания Адмиралтейства, сфинксы, Невский проспект, Казанский собор, Эрмитаж и Петропавловская крепость, - в сопровождении кратких комментариев об интересных фактах.

        

2.  «Город, в котором мы живем»

Цель: Расширить представление детей о городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом и настоящем.

Программа ситуации:

1.    Просмотр слайдов с видами Санкт-Петербурга

2.    Прослушивание песни «Санкт-Петербург»

3.    Беседа на тему видов Санкт-Петербурга: стрелка Васильевского острова.

4.    Игра «Мы хотим построить дом».

5.    Аппликация «Ростральная колонна».

6.    Собирание пазлов с видами города.

7.Игра «волшебный телевизор».

        

3. «Город-крепость, город-верфь…»

Цель: формирование представлений о характерных функциональных и художественных особенностях архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, установление взаимосвязей между обликом, назначением и местоположением в городе.

1. Сюжетная игра в форме экскурсии: воспитатель играет роль вымышленного персонажа-экскурсовода, знакомит детей с достопримечательностями посредством видео-, аудио- и фотоматериалов.

2. Рассказ об основании города, сообщение сведений об основных природных условиях, в которых создавался Санкт-Петербург, об архитекторах и интересных исторических фактах.

3. Дидактическая игра «Найди сходства и отличия».

4. Рассказ об истории и архитектуре Адмиралтейства.

5. Дидактическая игра «Собери из частей».

6. Дидактическая игра «Узнай по детали (силуэту, цвету)».

        

         4. «Славная Петропавловская крепость»

         Цель: Расширить и углубить представления об архитектуре на примере фортификационных сооружений – одного из самых старых и известных сооружений Санкт-Петербурга – Петропавловской крепости.

        

1. Электронная презентация Петропавловской крепости.

2. Рассказ об истории основания крепости, ее архитектурных особенностях с использованием наглядного материала – фотографий.

3. Чтение стихотворений, посвященных крепости, сопоставление их с изображением на фотографиях.

4. Предложить детям найти символы крепости и символы города (картонные элементы с изображением Ангела, льва, разводного моста, формы крепости и т.п.).

5. Совместное составление красивого описания для экскурсии по крепости.

6. Изготовление открыток с видом города (силуэтное изображение крепости на листке бумаги; дети раскрашивают пространство вокруг крепости создавая интересные образы (зимнего утра крепости, спокойно ночи крепости, весны в крепости), подбирая цвета и детали).

 

        

         5. «Храм Спас на крови»

         Цель: Расширить и углубить представления об архитектуре на примере Храмовых сооружений - Спаса на крови.

1. Рассматривание фотографий храма, детям следует обратить внимание на необычность формы сооружения: своего рода, сказочность постройки (наличие большого числа луковок–глав, резные элементы декора, разнообразие плиток, убранство входом (словно в теремок) – созданные в «русском духе»).

2. Уточнение функционального назначения Храма, уточнение символического обозначения числа куполов.

3. Рассмотрение внутреннего убранства Храма по фотографиям. Предложить детям:

·       назвать цвета и оттенки;

·       отметить яркость, декоративность, свойственную русской народной культуре (используемые контрастные цвета создают ощущения праздника, и часто используются в росписи игрушек и предметов посуды народными мастерами).

Можно рассмотреть пространство Храма (алтарь).

Обратить внимание детей на детали декора:

·       облицовка желтым кирпичом, детали украшения – специально изготовленным глазурированным кирпичом (пояснение),

·       мозаичные изображения гербов (фотографии фрагментов внешних стен, изразцовой плитки),

·       предложить высказать свое впечатление, вспоминать, где еще можно увидеть такие элементы.

4. Предложить найти самые необычные, сказочные изображения (петушка словно из сказки о царе Салтане, чудо-цветка и т.п.).

 

        

         Третий  этап  направлен на обобщение и систематизацию представлений о городе, индивидуальные проявления эстетического отношения старших дошкольников к Санкт-Петербурга в разных видах совместной и самостоятельной детской деятельности (январь, февраль, март).

Цель: закрепление полученных знаний о городе, его истории и архетиктуре.

         Образовательные ситуации:

         1. «Что? Где? Когда?»

         Цель: Закрепление знаний о достопримечательностяхСанкт-Петербурга.

                   

1.    Торжественный вход в зал под мелодию песни о городе.

2.    Распределение детей на 2 команды. Объяснение правил игры.

3.    Чтение стихов о городе.

4.    Музыкальные паузы (танец, песня, движения под музыку).

5.    Перечень игровых зданий:

·       Определи по слайду, что это такое.

·       Какая деревянная постройка сохранилась в городе со времен Петра 1? (Домик Петра 1 на Петропавловской набережной).

·       Какой парк является ровесником города? (Летний сад).

·       Определи по фрагменту, что это такое? (например, фрагмент решетки Летнего сада).

·       Сложи свою решетку, используя фрагменты дуг и полосок из бумаги черного цвета.

·       Догадайся по картинке, как называется остров?

·       Составь из частей целое (используются разрезанные открытки с видами Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Русского музей, Аничкова моста и других достопримечательностей).

·       Награждение детей.

 

        

 

2. «День рождения Санкт-Петербурга»

         Цель: Закрепление знаний об истории и памятниках архитектурыСанкт-Петербурга. Развитие творческой активности.

        

1.    Прослушивание «Ленинградского вальса» А. Дольского. Разговор с детьми о дне рождения человека и дне рождения города. Предложение подарить городу стихи и песни.

2.    Определение дня рождения города по схеме

3.    Угадывание названия по части картинки (для этого решается простой арифметический пример и с части картинки Летнего сада снимается карточка с ответом, закрывающая часть изображения).

4.    Бал в летнем саду (дети танцуют под музыку Шопена).

5.    Загадки сфинкса:

·       Догадайся по картинке, что это за уголок Санкт-Петербурга?

·       Какие Петербургские памятники увенчаны ангелами?

·       Название каких достопримечательностей города связаны с временем года?

·       Почему в гербе нашего города два якоря?

6.    Музыкальная пауза.

7.    Задание «Сложи картинку из частей» (используются разрезанные открытки с видами Санкт-Петербурга).

8.    Танец под музыку Д. Шостаковича.

9.    Салют из бенгальских огней (с соблюдением правил техники безопасности).

10.                        Вручение подарков детям.

 

3. «Мосты Санкт-Петербурга»

Цель: Закрепление знаний о мостах родного города (название мостов, их назначение, простейшие конструктивные элементы, создатели мостов).

1.    Загадка о городе: На болотах родился, трижды крестился, в боях не сдавался, героем остался.

2.    Проблемная ситуация: как перебраться с одного берега на другой?

3.    Задание: составь мост из частей (предлагаются разрезанные изображения Аничкова, Львиного, Дворцового, Старо-Калинкинского и других мостов).

4.    Игровое задание «необычные мосты»:

5.    Чтение стихов о Санкт-Петербурге. Песни о городе.

6.    Найди лишнее название: Мойка, Фонтанка, Нева, Обводный канал (лишний Обводный канал, остальные – естественные реки).

7.    Поздравление всех участников игры.

 

Литература:

Гурьева Н. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство.»

О. Солнцева Городсказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом.

З.А. Серова. Петербургский задачник для малышей.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»