Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через знакомство с народными русскими подвижными играми

Макарова Елена Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ д/с №58 Калининского района Санкт-Петербурга

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... (Д. С. Лихачёв)

Народное творчество во всем его многообразии является благоприятной почвой для  основ патриотического  воспитания маленьких детей, оно способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Поскольку самым доступным материалом для детей считается игра, то нельзя обойти вниманием народные русские подвижные игры - это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, на развитие у детей определённых умений и навыков.  Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве.

А о чем  вспоминает  человек, произнося слово «Родина»? Ведь  перед каждым человеком Родина впервые предстает в образах, звуках, красках и, конечно, играх! Безусловно, человек вспоминает свои игры!

Подвижная игра –  естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Детство – самое беззаботное и безмятежное время для человека. Всё свободное время дети играют. В игре развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, умение управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей. И не будут исключением старые, так называемые, «дворовые игры».  Веселые подвижные игры — это наше детство! Кто не помнит загадочных пряток, ловишек, салочек? Нет имени автора , даты и места создания этих игр. Эти  игры, как легенды, былины, сказки и песни  созданы народом! Содержание многих игр не меняется  на протяжении веков и несет в себе   лучшие национальные традиции.

Веселье, удальство, ловкость, состязание — вот основные характеристики народных игр.

Прошли годы, века, и игры постепенно ушли из дворов и из деятельности детей. Теперь у наших малышей появились другие ценности: телевизор, компьютер, развивающие кружки и секции. Да, изменился мир, изменились интересы. Многие из дворовых игр, в которые мы играли в детстве, сейчас позабыты. Но давайте не будем терять нити, связывающие нас с историей и богатством родной культуры.

В практике дошкольного воспитания все чаще можно встретить народные игры. С детьми старшего дошкольного возраста вполне можно проводить многие народные подвижные русские игры. Мы, педагоги имеем такую возможность. Дети находятся в детском учреждении около десяти часов и за это время можно поиграть в игры разнообразного содержания и тематики.

Вот несколько совсем забытых, но интересных игр.

«Петушиный бой»

Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно  перед грудью или держать рукой колено согнутой ноги.

Правила:

  • ·Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
  • ·Руками толкать друг друга нельзя.

Указания к проведению: чаще всего один играющий из пары выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

«Курочки»

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: « Петушок, петушок, не видал ли ты мою курочку?» « А какая она у тебя?» - спрашивает петушок. « Рябенькая, а хвостик черненький.» - « Нет, не видел!»

Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Правила:

1. Курочки бегут в дом только на слова: «Кшш! Кшш!»

2.Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко расставив крылья, встает на её пути.

Указания к проведению.

Дома хозяйки и петушка нужно сделать как можно дальше друг от друга(не менее 10 метров)Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия: перелетают через забор(перепрыгивают через натянутый шнур), пробегают по мостику(скамейка) или взлетают на насест(скамейка).

«Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на на противоположных концах площадки.

Овцы громко зовут пастуха:

« Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле».

Пастух выгоняет овец на луг, Они ходят, бегают, прыгают, щиплют траву. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом — на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила:

  • ·Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли.
  • ·Волк овец не ловит, а салит рукой.
  • ·Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.

А вот игры, которые почти все знают, но забывают использовать в работе с детьми.

Игры с бегом.

«Пятнашки обыковенные»,

«Ловишки в кругу»,

«Лошадки»,

«Гуси- лебеди»,

«Горелки»,

«Кошка и мышка»,

«Коршун».

Игры малой подвижности.

«Фанты»,

«Колечко»,

«Море волнуется».

« Садовник»,

« Краски».

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. Выбрать такого обычно помогают считалки, которых множество в русском фольклоре. В играх зачастую присутствует жеребьевка, зачин, традиции.

Названия и правила народных игр часто были различны в разных областях России, но всегда в них было общее — это желание одержать победу.

Народные игры неоценимы в педагогическом отношении, в их влиянии на воспитание характера, воли, нравственных чувств, они укрепляют ребенка физически, создают определенный духовный настрой, формируют интерес к народному творчеству. Правила их просты и понятны.

Известно, что движение – это жизнь. Подвижные русские народные игры развивают ловкость, смекалку, сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия.

Подвижные игры целесообразно проводить с детьми любой возрастной группы, особенно с дошкольниками.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»