Социально-коммуникативное развитие детей
в условиях ФГОС дошкольного образования
Ершова Елена Сергеевна
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности дошкольника и «проявляется в свободном выражении ребёнком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств»
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной. Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнёрам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребёнок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
Основными направлениями в работе по развитию общения у детей в игровой деятельности являются:
- готовность к общению, направленная на формирование доброжелательного отношения к окружающим и желания общаться;
- умение вступать в контакт, связанное с легкостью установления коммуникативных связей;
- инициативность общения, проявляющаяся в стремлении к самостоятельным действиям и способности взять на себя роль лидера;
- выразительность общения, означающая умение естественно выражать свои эмоции вербальными и невербальными средствами коммуникации;
- эмпатия, представляющая собой постижение эмоционального состояния другого человека и сопереживание ему.
Игровая методика даёт возможность ребёнку выражать свои переживания через игру и показать свои творческие возможности при моделировании жизненных ситуаций в игровом процессе.
Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать в образовательных ситуациях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.