Проект в детском саду – методика проведения
Фуртуна Екатерина Сергеевна,
воспитатель ГБОУ школа №569,
отделение дошкольного образования детей
Невского района Санкт-Петербурга
отделение дошкольного образования детей
Невского района Санкт-Петербурга
В данной статье рассматривается методика подготовки и проведения проектов в дошкольных учреждениях. Проект, а точнее подготовка к нему, занимает немало времени у воспитателей, и многие неуверенно берутся за работу над проектом. Здесь предлагается алгоритм проведения проекта в жизнь.
Сегодня дошкольное образование входит в общую систему образования в целом. В наши дни простейшие методы работы с детьми ушли в прошлое, содержание дошкольного образования постоянно обновляется. От применения современных образовательных технологий зависит его результативность. Среди таких технологий находится ПРОЕКТ – организованная воспитателем деятельность детей и взрослых, ограниченная во времени и завершающаяся созданием творческих работ, как продуктивных, так и развлекательных мероприятий.
Работа воспитателя над проектом – это поиск различного материала по теме, как для детей, так и для взрослых, это и поиск чего-то нового в работе с детьми, включая все виды деятельности (совместную взросло-детскую деятельность, непосредственно-образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей), также развиваются и родители – неотъемлемые участники образовательного процесса.
Итак, для создания проекта должна возникнуть идея совместной работы воспитателя с детьми и их родителями по определенной достаточно узкой теме. После чего следует изучение воспитателем данной проблемы на настоящий момент, то есть определяется актуальность темы, диагностирование детей (исследование их уровня знаний и умений по данной теме), в работе с родителями определяется уровень их участия в образовании и воспитании детей по данной тепе (это может быть анкетирование, личные беседы). После чего идет постановка цели (главное, чего мы хотим достичь в итоге всей работы по теме) и определение задач (что необходимо будет сделать для достижения цели), формулируются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Затем планируем результат, а точнее, что именно хотим достичь в результате проектной работы, каким способом это можно будет проверить. Будут ли это творческие работы детей, а может быть и совместные работы детей с родителями, или это будет детская деятельность в ходе развлечения или досуга, где они покажут свои знания. Это все происходит на первом этапе проектной работы, а вот уже далее составляется план проведения проекта, то есть его основного этапа – непосредственно реализации в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, изготовление материалов и пособий, оформление развивающей среды группы, работа с родителями. Во время проведения проекта необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей по данной теме во всех образовательных областях развития. В зависимости от того, чем будут заниматься дети, какая деятельность будет преобладающей, проект можно отнести к тому или иному типу. Выделяют четыре основных типа проектов в дошкольном учреждении:
- исследовательско-творческий, когда дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, творческих работ;
- ролево-игровой, где используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
- информационно-практико-ориентированный, в этом случае дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы;
- творческий, по окончание которого оформление результата работы будет в виде детского праздника, детского дизайна группы и подобное.
На основе поставленных задач необходимо определится сколько понадобиться непосредственно образовательных занятий, консультаций для родителей и других видов деятельности, а также сколько времени для этого понадобиться, и определиться с продолжительностью проекта:
- краткосрочный (1-2 недели – месяц) – проводится 1 – 2 занятия;
- проект средней продолжительности (2 – 4 месяца);
- долгосрочный (учебный год).
- Тема.
- Автор.
- Тип проекта.
- Продолжительность проекта.
- Участники.
- Возраст детей.
- Актуальность проблемы.
- Цель.
- Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
- Ожидаемый результат проекта (продукты проекта).
- Этапы проекта: подготовительный, основной, заключительный.
- Формы реализации проекта, календарное планирование совместной взросло-детской деятельности в ходе проекта (системная паутинка).
- Формирования развивающей среды.
- Работа с родителями.
- Вывод проекта.
- Используемая литература, интернет ресурсы.
- Рассказ об определении цели и постановке задач, кратко, но достаточно полно и лаконично (речь должна сопровождаться демонстрацией наглядного материала для визуального восприятия и оценивания проекта).
- Анализ выбора форм и методов реализации проекта.
- Демонстрация найденного решения, то есть продемонстрировать план мероприятий (НОД и другие виды деятельности детей и взрослых, можно с темами занятий, бесед).
- Показать результативность решения проблемы, успешность использования запланированных и подготовленных средств, с помощью которых осуществлялся путь к достижению цели.
- возникновение идеи;
- анализирование ситуации на сегодняшний день;
- актуальность проекта для современного общества;
- определение цели и задач проекта;
- выбрать формы и методы проведения проекта;
- проведение самого проекта;
- пополнение развивающей среды;
- анализирование полученного результата на фоне итогового продукта – поделки, выставки, участия в итоговом мероприятии – КВНах, развлечениях и так далее, то есть получился или нет;
- корректировка проекта, если надо, его частей, методической и педагогической деятельности для дальнейшего практического использования его в работе педагогов;
- прогноз перспектив определение пути развития данного проекта в следующий этап, либо более долгосрочный, либо продолжать на следующей возрастной группе;
- подготовка презентации проекта.