Знакомим дошкольников с живописью
Слепченкова Елена Мануиловна
Дети дошкольного возраста легко усваивают материал, если он представлен в доступной для них форме. С чего начать и в какой последовательности работать по столь интересной теме, как ознакомление детей с творчеством русских художников?
Работу по ознакомлению с живописью рекомендуется начать с внесения репродукций картин разного жанра для свободного рассматривания детьми. Затем задаём вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного на картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности. Затем предлагается детям искусствоведческий рассказ по картине.
Знакомим детей с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Знакомим со средством художественной выразительности цветом.
Даём знание об основных цветах.
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец своего отношения к картине. Рассказываем о чём произведение, какими красками написано, что особенно понравилось, какое настроение вызывает данная картина.
Детям предлагается выбрать карточки, отображающие основные цвета, используемые художником и цвет, отображающий настроение, вызванное картиной.
На данном этапе знакомим детей с творчеством И.И.Левитана, И.И.Шишкина.
При рассматривании картин на втором этапе исключается искусствоведческий рассказ воспитателя. Вопросы по картине имеют обобщённый характер.
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Продолжаем знакомить детей со средствами художественной выразительности цветом . Знакомим с такими средствами, как свет, построение.
Даём знания о жанровой картине. Знакомим с творчеством В.М.Васнецова, В Г.Перова.
Закрепляем знания детей о жанрах живописи портрет, пейзаж, натюрморт.
Продолжаем работать над составлением описательных рассказов по картине, подводя к составлению творческого рассказа. Обогащаем словарный запас детей прилагательными, наречиями , художественными терминами