Проблемы развития личности средствами физической культуры в современном образовании
Алексеева Вероника Сергеевна
В новых политических, социально-экономических и культурологических условиях изменились тенденции общественного развития, которые привели к смене образовательных ориентиров. Одними из ведущих принципов государственной образовательной политики сегодня становятся ее гуманистическая направленность, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей, создание условий для свободного развития личности. Это нашло свое отражение в трудах многих отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов (Ш.А. Амонашвили, А.А. Вербицкий, Х.И. Лийметс, В.А. Сластенин, Н.И. Шевандрин, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы, происходящие в области образования, необычайно актуализируют проблему формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры. В связи с решением в системе образования вопросов демократизации, гуманизации, дифференциации и индивидуализации перемещение акцентов с внешних "формальных" характеристик развития ребенка (уровень образования, физическое развитие и физическая подготовленность и т.п.) на его внутренний мир (система жизненных ценностей, нравственных позиций) особую актуальность приобретают необходимость разработки эффективных подходов к формированию личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры на основе новых педагогических технологий, формирование их деятельной позиции, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение личности.
Каждому человеку (независимо от возраста) очень важно осознавать себя всесторонне развитой личностью. Без этого невозможны высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, сохранение активной жизненной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Все вышеуказанное можно принять как внутреннюю сторону феномена личности.
Потребность каждого человека в эффективном взаимодействии возникает на уровне построения отношений со сверстниками, родителями, педагогами, окружающими людьми. Перечисленное можно отнести к внешним проявлениям личности, т.е. к внешней стороне рассматриваемого явления. Процессу развития личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:
-
изучение и интеграция основных характеристик развития личности средствами физического воспитания в процессе непрерывного образования дают возможность установить реальную структуру и содержание средств, которые будут являться ориентиром;
-
определение уровня формирования личности на разных этапах процесса непрерывного обучения при изучении различных дисциплин позволит выяснить состояние процесса формирования личности средствами физической культуры и даст возможность разработки технологии формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры;
-
полученные на этой основе данные будут способствовать, при соответствующем внедрении, повышению эффективности воздействия средств физической культуры в процессе непрерывного образования на развитие личности.
Таким образом, процессу формирования личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:
-
мониторинг состояния проблемы физкультурного образования в системе непрерывного образования (экологическая обстановка в регионе; материально-техническая база; условия проведения занятий; используемые методики; состояние здоровья занимающихся и т.п.);
-
изучение и интеграция основных характеристик развития личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования дают возможность выявить реальную структуру и содержание средств, которые будут служить ориентиром;
-
определение уровня развития личности на разных этапах процесса непрерывного обучения при изучении различных дисциплин позволит выяснить состояние процесса формирования личности средствами физической культуры и даст возможность разработки технологии формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры;
-
полученные на этой основе данные будут способствовать, при соответствующем внедрении, повышению эффективности воздействия средств физической культуры в процессе непрерывного образования на развитие личности.
В основу моего материла легли исследования кандидата педагогических наук, доцента Т.В. Скобликовой,
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры
им. П.Ф. Лесгафта