Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Игры с буквами

Эстрина Светлана Михайловна,
учитель-логопед ГБДОУ №23
Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребёнка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным. Алфавит является универсальным абстрактным кодом. Ребёнок, который до этого имел дело с реальными вещами, начинает пользоваться символами, а это первый шаг к  развитию абстрактного мышления.

Подготовительный период обучения грамоте вводит детей в мир букв. Представленные игры  знакомят дошкольников с алфавитным обозначением звуков. Они  являются профилактикой по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения), т.к. дети с речевой патологией допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы. Например:  написание 23  букв вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.

Известно, что дети обучаются с помощью взаимодействия зрения, слуха и осязания. В играх используются все эти компоненты: зрительное и слуховое внимание, тактильное ощущение, а также логическое мышление, память и пространственное восприятие.

  1. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве. Например: эта буква состоит из трёх палочек, двух длинных и одной короткой. Дети составляют буквы из этих элементов: П, Н, И.
  2. Определение правильно написанной буквы. На листе бумаги написаны 23 буквы, как правильно, так и зеркально. Дети зачёркивают ложные буквы.
  3. «Назови букву». Дети стоят, руки за спиной. Логопед подходит сзади и вкладывает каждому ребёнку по одной букве (10х10). Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, описать её, назвать и поместить на доску так, чтобы она отражала верное написание.
  4. «Сломанные буквы». Дети дописывают недостающие элементы букв.
  5. Выкладывание контура буквы из семечек, ниток, пуговиц, проволоки, ракушек и т.п.
  6. «Какие буквы ты видишь?» Поиск букв наложенных друг на друга, начиная с двух (Г-Т) и усложняя (Р-Ф-Я-В).
  7. Нахождение букв в геометрических фигурах. Например: квадрат перечёркнутый по диагоналям. В нём предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, Х, Э и т.д.
  8. Реконструкция букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н или И, передвинув одну палочку.
  9. «Волшебные пальчики». Складывание букв из пальцев.
  10. Рисование предметов из букв. Например: домик, лицо клоуна, птичка.
  11. «Что за буква?» На дощечку для лепки наклеены объёмные пластилиновые буквы. Дети с закрытыми глазами на ощупь определяют, что это за буквы. Затем, таким же образом, можно читать  целые слова.
  12. «На что похожа эта буква?» Дети рисуют предметы по форме похожие на буквы. Например: на букву О похожи- апельсин, яблоко, вишня, воздушный шарик, солнце, кольцо, пуговица и т.д.
  13. Определение буквы «написанной» на спине,  ладошке (пальцем по коже медленно проводится контур буквы) или в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
  14. «Чем они похожи и чем отличаются?» Детям предлагается определить, чем похожи и чем отличаются две буквы: элементами, направлением написания, гласная- согласная.
  15. «Да или нет». Дети задают вопросы педагогу, на которые он отвечает только «да» или «нет». Например: эта буква состоит из палочек? Состоит из трёх палочек? Это согласный звук?
  16. «Парочки». Перед детьми раскладываются на столе карточки верх рубашками. Каждый игрок по очереди открывает и показывает всем две карточки. Если буквы на карточках одинаковые, игрок забирает их себе и открывает ещё две карточки. Если поднятые карточки разные, игрок переворачивает их вверх рубашками и кладёт на прежнее место. Ход переходит к следующему игроку. В процессе игры дети стараются запомнить, где лежат карточки с определёнными буквами. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество карточек.
  17. «Лото». Принцип игры классический, но вместо точек на костяшках лото изображены буквы. Делая ход, ребёнок должен назвать звук и придумать на него слово. Если слово не придумать, он пропускает ход.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»