Методическая разработка
Игры с буквами
Эстрина Светлана Михайловна,
учитель-логопед ГБДОУ №23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребёнка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным. Алфавит является универсальным абстрактным кодом. Ребёнок, который до этого имел дело с реальными вещами, начинает пользоваться символами, а это первый шаг к развитию абстрактного мышления.
Подготовительный период обучения грамоте вводит детей в мир букв. Представленные игры знакомят дошкольников с алфавитным обозначением звуков. Они являются профилактикой по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения), т.к. дети с речевой патологией допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы. Например: написание 23 букв вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.
Известно, что дети обучаются с помощью взаимодействия зрения, слуха и осязания. В играх используются все эти компоненты: зрительное и слуховое внимание, тактильное ощущение, а также логическое мышление, память и пространственное восприятие.
- Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве. Например: эта буква состоит из трёх палочек, двух длинных и одной короткой. Дети составляют буквы из этих элементов: П, Н, И.
- Определение правильно написанной буквы. На листе бумаги написаны 23 буквы, как правильно, так и зеркально. Дети зачёркивают ложные буквы.
- «Назови букву». Дети стоят, руки за спиной. Логопед подходит сзади и вкладывает каждому ребёнку по одной букве (10х10). Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, описать её, назвать и поместить на доску так, чтобы она отражала верное написание.
- «Сломанные буквы». Дети дописывают недостающие элементы букв.
- Выкладывание контура буквы из семечек, ниток, пуговиц, проволоки, ракушек и т.п.
- «Какие буквы ты видишь?» Поиск букв наложенных друг на друга, начиная с двух (Г-Т) и усложняя (Р-Ф-Я-В).
- Нахождение букв в геометрических фигурах. Например: квадрат перечёркнутый по диагоналям. В нём предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, Х, Э и т.д.
- Реконструкция букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н или И, передвинув одну палочку.
- «Волшебные пальчики». Складывание букв из пальцев.
- Рисование предметов из букв. Например: домик, лицо клоуна, птичка.
- «Что за буква?» На дощечку для лепки наклеены объёмные пластилиновые буквы. Дети с закрытыми глазами на ощупь определяют, что это за буквы. Затем, таким же образом, можно читать целые слова.
- «На что похожа эта буква?» Дети рисуют предметы по форме похожие на буквы. Например: на букву О похожи- апельсин, яблоко, вишня, воздушный шарик, солнце, кольцо, пуговица и т.д.
- Определение буквы «написанной» на спине, ладошке (пальцем по коже медленно проводится контур буквы) или в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
- «Чем они похожи и чем отличаются?» Детям предлагается определить, чем похожи и чем отличаются две буквы: элементами, направлением написания, гласная- согласная.
- «Да или нет». Дети задают вопросы педагогу, на которые он отвечает только «да» или «нет». Например: эта буква состоит из палочек? Состоит из трёх палочек? Это согласный звук?
- «Парочки». Перед детьми раскладываются на столе карточки верх рубашками. Каждый игрок по очереди открывает и показывает всем две карточки. Если буквы на карточках одинаковые, игрок забирает их себе и открывает ещё две карточки. Если поднятые карточки разные, игрок переворачивает их вверх рубашками и кладёт на прежнее место. Ход переходит к следующему игроку. В процессе игры дети стараются запомнить, где лежат карточки с определёнными буквами. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество карточек.
- «Лото». Принцип игры классический, но вместо точек на костяшках лото изображены буквы. Делая ход, ребёнок должен назвать звук и придумать на него слово. Если слово не придумать, он пропускает ход.