Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Государственная символика - одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Меженова Елена Геннадьевна,
воспитатель ГКУЗ ВО «Муромский дом
ребенка специализированный»
   Что такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек. Особое место необходимо уделять воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Патриотическое воспитание – одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками.   
   Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление дошкольников с государственной символикой России. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.                                                             
   Педагогам необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить ее символический смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры, чтобы суметь познакомить детей с гербом и флагом Российской Федерации. Знания, представления о российской символике составляют основу формирования уважительного к ней отношения. Изображения, цвета, составляющие герб и флаг России имеют символическое значение. Чтобы суметь прочитать герб и флаг государства, нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения, Существуют определенные общие правила, которые сформировались еще в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций, этнокультурных особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орел австро-венгерской империи в силу особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.                                                                             
   С этнокультурными особенностями связана и эстетическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают эстетические национальные идеалы. Кроме того, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики, над созданием флагов и знамен работают знаменитые художники. В свою очередь для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста эстетическая сторона государственных символов имеет огромное значение.                               
   Знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с историей происхождения современного герба и флага России на элементарном, доступном пониманию детей уровне отвечает особенностям предмета ознакомления с окружающим миром. Как известно, одной из основных особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо сформировать у детей представление о том, что государственная символика тоже изменяется, как и все, что нас окружает. Знакомя с историей происхождения российского герба и флага, прежде всего, нужно помнить о ребенке, о его психических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.                                                 
    Наиболее продуктивным представляется подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления, поскольку, прежде всего, необходимо сформировать у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу России. Современные государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Бело-сине-красный флаг отражает строение мира, принятое в русской традиционной культуре. Кроме того, это символические цвета Москвы, великих московских князей, а также наиболее характерные цветовые сочетания для народной, крестьянской одежда Московской области, северных регионов России.                                                                                                                
   Ребенку-дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к государственному гербу и флагу. Может показаться, что проще объяснить детям, что двуглавый орел – это сказочная птица с двумя головами. Однако и у детей, и у взрослых сказочные существа  с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу. Как показывает практика, дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами, дети 6-7 лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.                                                                   
   Закономерно возникает вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с государственными символами нашей страны? Уже в работе с детьми младшего дошкольного возраста возможно ознакомление с гербом и флагом в повседневной жизни. Если ребенок, увидев изображение герба или российский флаг, развевающийся над каким-либо зданием, задал вопрос, то мы не можем его проигнорировать. В такой ситуации ребенку следует объяснить, что такое флаг или герб, зачем они нужны. Проводя занятия в средней группе, основное внимание следует уделить сравнению цветов российского флага и красок родной природы, образу солнца в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значениями. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобщения ребенка к прошлому и настоящему культуры нашего отечества, частью которого является государственная символика.                                           
   Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому важно, чтобы дети не только знакомились с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и создавали сами эмблемы детского сада, группы, класса и школы. Это чрезвычайно важно и с точки зрения методики ознакомления детей с государственной символикой, и с точки зрения научных основ геральдики.                                                                                                       
   Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное. Поэтому необходимо сразу обратить внимание детей на то, что придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для человека, города, какой-либо местности, группы или класса очень непросто. Чтобы подчеркнуть значимость такой деятельности, можно рассказать, что существует особая наука о составлении гербов – гербоведение. Эта наука изучает гербы, их историю, их происхождение, значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета, определяет правила, согласно которым можно создать герб или эмблему. Если бы ученые не исследовали историю гербов, мы не узнали бы, как появился герб нашей Родины – России, что означает фигура двуглавого орла, всадника.      Воспитание патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Задача педагогов - донести все это до детей в доступной форме, приобщая их к духовному наследию России, воспитать веселого, доброго, порядочного человека, который любит сказки и бабушку, читающую ему перед сном книжку. Любит друга со всеми его недостатками.  Любит город, в котором живет, и лес, куда ходит за грибами. Чувствует красоту, уважает ум и справедливость. И готов будет все это защищать – когда вырастет, наберется сил и станет Гражданином.            

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»