Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок
Супрун Зинаида Ивановна
воспитатель 1 квалификационной категории
ГБДОУ №5 Калининского района Санкт-Петербурга
Рассказы по серии сюжетных картинок имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий.
«Рассказы в картинках», где тема раскрывается не в одной, а в нескольких иллюстрациях, дисциплинирует речь ребенка, вынужденного следовать логике событий. Рассказы дошкольников по подобным картинкам отличаются большей сдержанностью. Картинки с фабульным развитием (последовательно развивающимся действием) побуждают детей использовать в речи сложные предложения, способствуют развитию воображения и дают возможность поупражнять детей в составлении рассказов.
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок можно выделить три уровня развития умения и навыков детей:
Низкий – ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого или повторяет рассказы других детей.
Средний – ребенок в рассказах по серии сюжетных картинок допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников.
Высокий – ребенок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета, самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду занятий.
Основные задачи, которые ставит педагог при обучении рассказыванию:
- формировать умение правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдать логическую последовательность повествования;
- развивать умение связывать части рассказа в нужной последовательности;
- побуждать рассказывать выразительно, выказывая свое отношение к содержанию;
- развивать образную речь;
- совершенствовать умение использовать точные слова для названия предметов, действий, признаков;
- формировать умение грамматически правильно строить предложения;
Совершенствованию умения рассказывать по картинам помогают следующие приемы:
- Воспитатель дает по картинкам образец рассказа, а дети повторяют этот рассказ.
- Дети самостоятельно рассказывают по картинкам, придумывают название рассказу.
- Воспитатель дает начало рассказа, а дети заканчивают.
- Один ребенок придумывает, что было с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картине, третий придумывает действия, поступки, которые могли бы произойти в дальнейшем.
- Воспитатель размещает на наборном полотне картинки, знакомит с их содержание, затем дает каждому ребенку по картинке – эпизоду. Воспитатель повторяет рассказ, а ребенок показывает соответствующую картинку. После этого дети самостоятельно рассказывают по своим картинкам.
- Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Воспитатель дает план рассказа, по которому дети раскладывают картинки в нужной последовательности. Затем составляют рассказ по картинкам.
- Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
- Дети определяют последовательность картинок. Каждый ребенок рассказывает, что изображено на его картинке. Один в заключении дает полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажам.
- Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой, составить таким образом рассказ.
- Раздать детям по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешать и положить на стол в виде стопки изображением вниз. Открывая верхнюю, воспитатель спрашивает: «Кому дать эту картинку?» Каждый ребенок должен установить подходит ли ему эта картинка. Получив все картинки своей серии, ребенок раскладывает их в определенной последовательности и составляет связный рассказ.
- Перемешать картинки нескольких серий, раздать по несколько штук детям. Дети рассматривают полученные картинки и решают, какую серию им лучше подобрать. Обмениваясь по одной картинке друг с другом, они подбирают нужный комплект. После этого каждый составляет рассказ по своей серии.
- Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают его название. Затем дополняют его предыдущим и последующим событием.
- Получив серии картинок, дети раскладывают их по порядку, составляя по ним рассказы. Затем учатся задавать друг другу вопросы по их содержанию.
- После составления рассказа по серии картинок, дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.
- Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребенку с тем, чтобы он нашел ее нужное место. После этого просят его составить рассказ по восстановленной серии картинок.
- Перед ребенком лежит серия картинок. Одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем составляет рассказ.
- Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну берут из другого набора. Ребенок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
- Перед ребенком кладут вперемешку два набора картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
- Ребенку предлагается составить рассказ с заменой действующих лиц, места действия, времени и т. д.
На всех этапах обучения составлению рассказов по серии картинок, необходимо обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются такие качества рассказов, как полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявления элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения, дети вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки.
При планировании логопедической работы по обучению рассказыванию по серии картинок, учитываются принципы тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам развития связной речи в пределах той или иной лексической темы.