Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
Кремнева Людмила Михайловна,
воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 48 Кировского района Санкт-Петербурга
Цели и задачи: Цель: познакомить с образованием числа 9 Задачи: 1. Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе формирования двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. 2. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. 3. Продолжать учить определять своё местоположение среди окружающих людей и предметов. ДИДАКТИЧЕСКИЙ НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Демонстрационный материал: Фланелеграф, плоскостные изображения груш и яблок(для фланелеграфа) по 9 штук, цифры от 1 до 10 ; изображения геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; таблица с геометрическими фигурами; кукла. Раздаточный материал: карточки с изображениями контуров геометрических фигур и геометрические фигуры (на каждого ребёнка) ХОД : Вос-ль: Ребята, сегодня мы с вами снова отправляемся в волшебную страну Математика . Фея Математика приготовила нам новые интересные задания. Вот первое задание. (подходим к фланелеграфу) - перед вами фланелеграф. - Ульяна, поставь в ряд 8 груш - Дима, поставь под ними столько же яблок. Сколько яблок? Почему? - Тёма, каким числом можно обозначить кол-во груш? Обозначь его цифрой (цифры вразнобой на столе) Ставят цифру 8 - Что можно сказать о кол-ве груш и яблок? - Денис, добавь 1 грушу. Сколько стало груш? Какое число мы получили? Как мы получили число 9? Какое число больше 8 или 9? Какое число меньше 8 или 9? Как сделать так, чтобы груш и яблок стало поровну? (Дети устанавливают равенство двумя способами и поясняют образование числа) - На что похожа цифра 9? - Где мы встречаем цифру 9? ( номер, на часах, девятый месяц – сентябрь, 9 мая – день Победы) - А бывает 9-ый день недели? Почему? - Как можно показать цифру 9? (написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина) - Обведите цифру 9 пальчиком. Запомните написание цифры 9.(Прописывание в воздухе). Вос-ль: Молодцы, ребята, справились с первым заданием Феи Математики: познакомились с образованием числа 9. Тогда пойдем дальше. В каждой стране есть свои сокровища. В стране Математики они есть тоже. Чтобы их узнать надо отгадать загадки. Вос-ль читает загадки, дети находят и показывают геом. фигуру. ЗАГАДКИ 1. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (КРУГ) (ребёнок находит КРУГ среди разложенных фигур) 2. Он давно знаком со мной Каждый угол в нём – прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его… (КВАДРАТ) (ребёнок находит квадрат) 3. Три угла, три стороны Могут разной быть длины. Если станешь по углам То скорей подскочишь сам. (ТРЕУГОЛЬНИК) (ребёнок находит треугольник) 4. Я как круг, почти как он, Но приплюснут с двух сторон. (ОВАЛ) (ребёнок находит овал) 5. У меня углы прямые, Как и у квадрата. Но длина у двух сторон Разная, ребята. (ПРЯМОУГОЛЬНИК) Ребёнок находит прямоугольник Вос-ль: Вот мы и узнали, что за сокровища находятся в Стране Математики – это геометрические фигуры. Но их можно встретить не только в Стране Математики, но и везде, где мы бываем. Дид. Игра «Найди предмет такой же формы» (Дети находят в группе предметы, похожие на круг, треугольник, квадрат и объясняют свой выбор: «Я выбрал часы, потому что они похожи на квадрат, у них 4 угла и 4 стороны») Вос-ль: Молодцы, ребята, много вы нашли предметов круглой, овальной…формы). Подходим к мольберту с таблицей - Посмотрите, какую таблицу прислала нам Фея Математики. - Что на ней изображено? - Сколько желтых треугольников? Сколько маленьких кругов? И т.д. Вос-ль: Но все геометрические фигурки разбежались и не могут найти свои домики. Давайте им поможем. Подходим к столам. Лежат карточки и наборы геом. фигур Дети садятся за столы. Вос-ль: Давайте для каждой геометрической фигуры найдем её домик - Какая фигура стоит второй? Что стоит после квадрата? Между квадратом и треугольником? И т.д. Вос-ль: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. А теперь давайте немножко отдохнём. Физминутка «Как живешь?» Вос-ль: На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: «Вот так!» и жестом показывать нужные действия. - Как живешь? - А идешь? - Как бежишь? - А плывешь? - Ждешь обед? - Машешь в след? - Утром спишь? - А шалишь? Физкультминутка повторяется 2 раза. Вос-ль: К нам в гости пришла КУКЛА и она хочет с вами поиграть. - Встань впереди куклы, сзади , справа от неё, между куклой и Машей и т.д. (Дети делают и говорят: «Я стою перед куклой и т.д.) Вос-ль: Вот и закончилось наше путешествие в страну Математика. Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? Мы еще много раз будем отправляться в эту удивительную страну и узнавать много нового, интересного.