Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Крамская Надежда Юрьевна, воспитатель

ГДОУ № 18, Кировского района, города  Санкт- Петербурга

 

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром  возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности   (В.И. Логинова,  Г.И. Щукина,  Г.А. Урунтаева). Поэтому сейчас, современные  программы  предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н.  Поддьяков  подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Активность– это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели(1).

Познавательная активность - ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности,  третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Ряд ученых (А.Г. Литвак,  А.Р.Лурия,  М.С.Певзнер, В.И.Селиверстов) рассматривают познавательную активность, как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Г.И. Щукина  определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания (14). Качеством личности «познавательная активность» становится,  при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. В современных исследованиях(6, 12) подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие познавательной активности и инициативы у дошкольников, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Термин «активность» - означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность.

Основу познавательной активности, как ценного интегративного образования личности, составляет множество взаимосвязанных процессов: интеллектуальные процессы, которые помимо логических действий и операций анализа, синтеза, обобщений, сравнений, сопоставлений, обоснования, доказательства, эмоциональные процессы привносят множество сенсорных процессов и эмоциональных состояний переживание успеха, радость познания, гордость за свои достижения, удовлетворение деятельностью, к которым относятся волевые устремления, установка, целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание как средоточие усилий, творческие процессы. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму (13)  Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию окружающего мира. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Познавательная активность важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно - следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой  человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Особый  интерес  представляет собой развитие познавательной активности в  различных видах деятельности.  Рассматривали:  О.В.Дыбина, Г.П. Петку (3, 12).

 Наибольший интерес в процессе освоения краеведческого содержания. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками. С каждым годом осуществлять это становится всё сложнее. Многие детские сады удалены от исторического центра города(1).

Термин «краеведение» - означает знание своего края, его природы, истории, экономики, быта (11). В исследованиях  (Г.Т. Алифановой,  И.М.Гревс, Л.К. Ермолаевой, О.В. Солнцевой) изучаются вопросы освоения детьми  краеведческого содержания; показана роль данных знаний в  развитии личности детей; выявлены закономерности данного процесса; делаются попытки обоснования эффективных методов и приемов данного процесса. Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность. Смысл  краеведческого образования - позволяет решать задачи  воспитания  любви к своей малой Родине, развитие интереса к культурному наследию, приобщение ребенка к культурным традициям, развитие эмоционально - ценностных ориетиров через осмысление  истории города (11).  Развитие способности чувсвовать красоту города, развитие способности понимать архитектурно-скульптурный облик города, его символику, содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности. Образовательные ситуации  по истории могут предоставить детям материал для впечатлений и переживаний, познавательный материал, а также стимулировать  творческую реакцию на них, способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать(11). Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению(3).  Воспринимая архитектурную среду города, ребенок дошкольного возраста способен эмоционально откликаться на художественный образ, выделять декоративные элементы и интерпретировать назначение сооружения (С.Ю. Бологова). Язык ассоциаций легко осваивается в дошкольном возрасте. Ведущим компонентом является эстетический. В убранстве города для дошкольника важен цвет. От выделения красивого дети переходят к предположениям о функциональном назначении декоративного убранства. Стремленин детей к выдвижению вопросительных гипотез, показывает, что детей можно знакомить с символикой города, поводить к установлению связей между функцией символа города и его эстетическими особенностями. Важно учитывать, что город привлекает  дошкольников не в статике, а в действии и движении, когда происходят какие-либо события (13). Для детей дошкольного возраста характерно эмоционально-положительное отношение к городу, важно, что внимание детей привлекает красота города, действенный компонент проявляется в стремлении обыгрывать образы облика города, высказывать эстетические и этические суждения о городе, использовать поисковые действия при решении задач, содержанием которых является культурное наследие  Санкт-Петербурга, увлеченность процессом познания города, стремление преодолеть мыслительные затруднения.

Интерес в научном краеведении представляют попытки целостного взгляда на сущность  культуры Санкт-Петербурга.

Феномен культуры города впервые был осмыслен И. М. Гревсом, Н.М. Анциферовым. Основной идеей является подход к городу как к « живой, собирательной личности, рождающейся постепенно раскрывающей элементы своей природы». По аналогии с живым существом у города выделяются три взаимосвязанных элемента: анатомия, физиология, психология. К «анатомии города» относится весь материальный, непосредственно воспринимаемый остов: место, на котором построен город (почва, рельеф, растительность), план города, характер расположения площадей, прилегающие к нему улицы, мосты, фонари, дома. Понятие «физиологии города» обозначает функции, которые составляют его социальную природу. По мнению,  Н.М.Анциферова, их девять. Самое главное - «душа города». Им обозначается духовное своеобразие жизни города - «культурная индивидуальность». Наиболее  сильный ее выразитель – архитектура. Поэтому научное осмысление сущности культуры города связано с метафизическим выражением «душа города», которое почеркивает ее духовное своеобразие и сложность, способность изменять свой образ в ходе исторического развития, при этом сохраняя целостность. Подход к городу состоит в том, что, несмотря на анатомические  и физиологические ассоциации, духовное своеобразие жизни города рассматривается во всаимосвязи с внешним обликом (архитектурой, природой), непосредственной жизнью горожан, историей.

Представителем историко-хронологического подхода к отбору и реализации краеведческого содержания является И.М. Гревс. История города – это реальная биография страны, которую следует изучать разносторонне, то есть через изучение ярких эпох страны, деятельность основателей, направленные на воссоздание живой исторической картины. Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Историко-функциональный подход к отбору и реализации краеведческого содержания обоснован Н.П. Анциферовым и связан с архитектурой, наглядно воплощающей «культурную индивидуальность» города. Поэтому суть историко - функционального подхода - «исследовать выражение основных функций города в его монументальном облике». Учитывая системообразующую роль архитектуры в культуре города (Н.П. Анциферов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев) и заключенный в ней высокий образовательный потенциал, особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга(13). По мнению, Е.К. Ермолаевой,  Г.Т. Алифановой, происходит падение подлинно патриотического отношения к своему Отечеству, бытует недооценка, принижение ценности наследия России. Знакомство с Санкт-Петербургом, с его историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения.

Содержание и педагогическая технология краеведческого образования  детей старшего дошкольного возраста О.В. Солнцевой, Е.В. Кореневой-Леонтьевой « Город - сказка, город - быль». В которой разработаны конспекты встреч с Санкт-Петербургом, даны измерительные материалы для изучения освоения содержания, богатый справочный материал.  В учебно - методическом пособии  представлены задачи и содержание работы для старшего возраста, методические рекомендации по организации работы с детьми, направленной на развитие интереса к культурному наследию родного города. Ведущей формой организации совместной деятельности педагога с детьми является «Встреча с Санкт-Петербургом».  Предполагается организация совместной деятельности воспитателя и детей по подготовке к восприятию материала; в совместной деятельности воспитатель занимает позицию  «передачи  социального опыта» - организует восприятие материала  с использованием компьютерной презентации, восприятие и понимание дидактической сказки\истории, разыгрывание образного этюда. Данная позиция педагога рассматривается как партнерская, предполагающая равный обмен мнениями и опытом, со-творчество педагога и ребенка.  Разработки, представленные в книге, отличаются современностью и новизной подходов к организации краеведческого образования в условиях ДОУ. В пособии даны рекомендации как проектировать содержание и педагогическую технологию. Содержание работы по ознакомлению детей с культурным наследием города должно включать событийный текст, отражающий современную жизнь людей в городе - городские традиции, обычаи, праздники. Педагогическая технология должна обеспечить становление субъектной позиции ребенка.. Она базируется на использовании проектного метода, детского коллекционирования, экспериментирования, создания ситуаций творчества (игры-фантазии, рисование, придумывание загадок, вопросов, гипотез), моделировании.

 

 

Литература:

1 Алифанова Г.С.   Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, Паритет, 2005 г.

2 Даль В.И. Толковый словарь, М. Эксмо, 2005.

3Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. –М. Сфера, 2002. 28 с.

4Кириллова А.А. Формирование познавательной активности младших школьников в дидактической игре на уроке: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.01 / Кириллова Алевтина Александровна; Чуваш. гос. пед. ин

5 Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2

6 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М.,1965.

7Лисина М.И.Развитие познавательной активности детей в ходе общения  со  взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 18–

8Лихачев Д.С.  Письма о добром и прекрасном,  Заметки о русском.Том 2. — Л.: Худож. лит., 1982.

9Методические советы к программе «Детство»/Под ред.Т. И. Бабаевой, З.И.Михайловой-СПб.,2001.

10Солнцева О.В.Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга// Система дошкольного и начального образования: пути развития: матер. Всерос. науч-практ. конференции.-Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

11 Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Город-сказка, город-быль Содержание и педагогическая технология краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста в опыте работы дошкольного образовательного учреждения/ СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

12Петку Г.П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1992. 18 с.

  13 Серова З.А. Знаешь ли ты СПб? (методическое пособие), МиМ, СПб, 1998.

14Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»