ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ТЕАТР»
Составила Скотникова Т.В,воспитатель ГБДОУ д/с №44
компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
«Четвёртый лишний»
Цель:закрепить обобщающее понятие «театр», развивать мышление, речь-доказательство, совершенствовать навыки чтения.
Игровой материал:карточки с изображением трёх предметов относящихся к театру и одного предмета, таковым не являющимся. Например: партер, балкон, амфитеатр, кратер; фойе, буфет, вагон, гардероб; сцена, палуба, зрительный зал, оркестровая яма и т.д. Для читающих детей можно использовать аналогичные карточки со словами.
Ход игры:ребёнок рассматривает карточку, называет лишний предмет, и объясняет свой выбор; или читает и зачёркивает лишнее слово.
«Найди слова»
Цель:совершенствовать навыки чтения детей, развивать внимание, обогащать словарный запас детей за счёт слов, обозначающих предметы или профессии, относящиеся к театру.
Игровой материал:таблица, разделенная на клетки. В каждой клетке – буква, слова читаются слава направо и сверху вниз.
Ход игры:воспитатель предлагает детям найти и прочесть все слова, относящиеся к театру, которые зашифрованы в этой таблице. Выигрывает тот, кто найдёт большее слов.
«Займи своё место»
Эту игру логично проводить во время игры в театр, или перед просмотром мультфильмов и т.д.
Цель:совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, находить указанные в «билете» ряд и место. Закрепить знание цифр.
Игровой материал:стулья, расставленные в несколько рядов; ряды пронумерованы, на каждом стуле обозначен номер места; билеты с указанием ряда и места.
Ход игры:Дети «покупают» или получают билеты и должны занять правильно свои места. Проверить правильность занятых мест может воспитатель или ребёнок-капельдинер, который должен проверить правильность посадки или помочь детям занять свои места правильно.
«Шифровки»
Цель:совершенствовать навыки чтения детей, развивать внимание, обогащать словарный запас детей за счёт слов, обозначающих предметы, относящиеся к театру.
Игровой материал:лист бумаги. На котором расположена таблица, которой каждая буква находится под определённой цифрой и «шифровки» слов цифрами.
Ход игры:детям предлагается расшифровать слова с помощью таблицы. Данные игры можно использовать, как самостоятельные задания, а также на праздниках или вечерах досуга, как, например, задание от Грамматейкина, или помочь героям разгадать слова, которые заколдовал злой волшебник. Можно организовать соревнование: какая команда быстрее разгадает слова.
«Угадай, что изменилось?»
Цель:развивать у детей внимание, наблюдательность.
Игровой материал:набор предметов, относящихся к театру, небольшая ширма.
Ход игры:на столе разложены предметы, например, билет в театр, программка, микрофон, театральный бинокль, кукла «БИ-БА-БО», маска и др. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, какие предметы, и где лежат на столе. После этого воспитатель закрывает ширмой предметы и просит детей отвернуться, а сам меняет предметы местами или добавляет новый предмет, открывает ширму и просит детей повернуться. Тот, кто первый догадался, что изменилось, получает жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов.
«Угадай, чего не стало?»
Цель:развивать внимание, память детей. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
Игровой материал:набор предметов, относящихся к театру, небольшая ширма.
Ход игры:на столе расставлены игрушки. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, какие предметы стоят на столе. Затем воспитатель предлагает детям отвернуться, ставит ширму и убирает один предмет. Игроки должны догадаться и сказать чего не стало. Тот, кто отгадал первым, становится водящим.
«Два – пять»
Цель:Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными в мужском, женском и среднем роде.
Игровой материал:таблички с цифрами «2» и «5», картинки по теме «театр»
Ход игры:-Как называются эти цифры? (2 и 5). Я буду показывать указкой на цифру и предмет, а вы должны озвучить то, что я показала. (Оркестр. Два оркестра. Пять оркестров. Балерина. Две балерины. Пять балерин).
«Один – много»
Цель: Формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Игровой материал: мяч.
Ход игры:дети встают в круг, воспитатель, а затем и ребёнок водящий встаёт в центр круга, называет слово, относящееся к театру, кидает мяч ребёнку из круга, а тот дожжен сказать это слово во множественном числе и бросить мяч водящему. Например, театр - театры, артист - артисты, антракт – антракты, сцена – сцены и т.д.
Следующий водящий выбирается по считалке. Если игрок ошибся, ему помогают другие, сказать слово правильно.
«Объяснялки»
Цель: Обогатить словарь детей за счёт слов, относящихся к театру. Развивать мышление.
Формировать умение грамотно строить предложения. Совершенствовать навыки чтения.
Игровой материал: карточки со словами по теме «театр», мешочек или красивая коробочка для карточек.
Ход игры: Воспитатель показывает коробочку или мешочек и говорит:
- Ребята, хотите поиграть в «Объяснялки»?
-Кто знает, как играть в эту игру? (дети высказывают свои предположения)
-Первое слово достану я и прочту его. Тот, кто знает, что слово обозначает, поднимает руку. Если правильно объяснил значение слова, то достаёшь, следующее и читаешь его. Кто ошибся, получает штрафной фант. Выигрывает тот, у кого нет штрафных фантов. В конце игры дети задают вопросы о театре игрокам с фантами.
«Игра со Сфинксом» (М.Сидоровой)
Цель:уточнить полученные знания о театре в общении между детьми.
Игровой материал:шапочка-маска «Сфинкс»
Ход игры:Дети встают в круг, в центре – ребёнок, изображающий Сфинкса (на голове – шапочка-маска)
Дети идут в хороводе вокруг Сфинкса и говорят слова:
Что ты, Сфинкс, лежишь, молчишь,
Так загадочно глядишь?
Лучше с нами в круг вставай
Да немножко поиграй.
Сфинкс встаёт и говорит:
Вы хотите поиграть?
Вас я буду догонять.
А тому, кого поймаю,
Я загадку загадаю.
(Сфинкс догоняет детей, пойманному ребёнку, задаёт вопрос о театре. Если пойманный ребёнок правильно ответил на вопрос, то он становится Сфинксом и игра продолжается.
«Кто работает в театре»
Цель: уточнить знания детей о профессиях людей, работающих в театре.
Игровое оборудование: мяч.
Ход игры:Воспитатель задаёт вопрос и кидает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч воспитателю.
- Кто главный в театре?
- Кто играет в спектаклях?
- Кто играет на скрипке?
-Кто отвечает за световые эффекты?
- Кто работает в буфете?
-Кто работает в гардеробе?
-Кто помогает зрителям найти свои места в зале?
-Кто руководит оркестром? и т.д.
«Подбери слова»
Цель:Совершенствовать знания детей о театре. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными. Упражнять в чтении слов.
Игровой материал:листы бумаги с напечатанными словами по теме «театр». Красивый конверт, карандаши.
Ход игры:- Петрушка из театра прислал Вам задание, хотите его выполнить? Нужно прочитать слова в первом и во втором столбике и соединить волшебной ниточкой (линией) слова подходящие по смыслу, например,
оркестровая яма,
зрительный зал
театральный бинокль
«Я начну, а ты продолжи…»
Цель:Совершенствовать знания детей о театре. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Игровой материал:мяч
Ход игры:Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например, «Оркестровая», а ребёнок должен ответить: «Оркестровая яма» и бросить мяч воспитателю.
Усложнение:воспитатель называет существительное, а дети должны подобрать к нему прилагательное.
-Зрительный…
-Большой…
-Кукольный…
-Театральная…
-Главный…
-Большая…
-Малая…
-Заслуженный…
-Народная…
-Оперный…
-Художественный…
«Составь предложение»
Цель: упражнять детей в умении составлять предложения по картинке. Определять количество слов в предложении. Формировать умение составлять предложение с заданным количеством слов.
Игровое оборудование:картинки по теме «театр».
Ход игры: на столе или в красивой коробке лежат картинки по теме «театр». Дети по очереди берут картинку, составляют по ней предложение, например, Балерина танцует.
и определяют количество слов в предложении. Если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт наводящие вопросы:
-Сколько слов в предложении?
-Назовите первое слово.
-Назовите второе слово.
Аналогично разбираются другие предложения.
За правильный ответ ребёнок получает маленький приз.
Усложнение: составить предложение с определённым количеством слов.