Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Авторы:

Курова Светлана Геннадьевна, ГОУ СОШ №16, учитель начальных классов
Снегова Яна Борисовна, ГОУ СОШ №16, зам. директора по ВР
Фатыхова Татьяна Ивановна, ГОУ СОШ №16, учитель начальных классов

 

Кто он такой, наш первоклассник,

Наш милый маленький герой?

Он непоседа и проказник?

Или застенчиво-смешной?

Как этот мир его встречает?

Чем восхищает? Чем пугает?

Семь лет он знания копил

И жадно познавал сей мир!

А в нём игрушки из Китая

И телик без конца и края,

Противный на обед бульон,

Ах, да! Мобильный телефон!

Ещё детсад, где воспитатель

От нищеты частенько стонет.

Он не творец и не мечтатель,

И грустно курит на балконе!

А в выходные есть компьютер

И драки суперские очень,

Порой не очень трезвый отчим

И звёзды в небе синей ночью.

У мамы фитнес и работа,

По дому разные заботы:

С подругой обсуждают садик

И всяких разных глупых дядек.

Грипп и ангины стали частыми,

И бабушка даёт лекарство.

Любим он с головы до ног,

Но почему-то одинок!

И в доме ссоры. Нет ответа,

Зачем без денег счастья нету?

Он очень мал, но знает точно:

Нужны всем деньги очень-очень!

Звенит звонок! Портфель, букет,

В столовой комплексный обед,

И каждый день учитель строгий

Грозит указкой на уроке.

Кривые палочки в тетради,

Иль обозвал соседку Надю,

Забыл учебник и тетрадь? –

За всё придётся отвечать!

Нельзя шуметь, кричать, резвиться!

Дитё обязано учиться:

Всё понимать и не мешать,

И за поступки отвечать!

Быть любопытным, прозорливым,

Примерным, умным и счастливым,

На физкультуре бегать кросс…

Но тут у отрока НЕВРОЗ!

И от волнения и натуги

«Мигает» глаз, «чужие» руки,

До школы стал неблизким путь,

И даже в десять не уснуть.

И в голове волнений много,

И до двенадцати тревога!

От суеты спасенья нет.

Итог – плохой иммунитет,

Недомогание, смятение,

В своих умениях сомнение!

А за окошком листопад,

И душной комнаты квадрат!

Кто он такой, наш первоклассник?

Он разный, только не напрасно

Он носит имя человека,

А на плечах НАЧАЛО ВЕКА!

 

Мы не случайно начали разговор о сегодняшнем первокласснике этим стихотворением. Не исключено, что многим скептикам оно может показаться шуточным, но это не так, К сожалению, именно такие первоклассники в большей степени приходят сегодня в среднюю общеобразовательную школумальчишки и девчонки 7-8 лет, несущие на своих плечах начало 21 века – века мобильности, иных скоростей, иных жизненных ценностей. Их родителям менее тридцати, это дети девяностых, впитавшие житейскую нестабильность, озлобленность, отсутствие идеалов, безверие на фоне растущего научно-технического прогресса, который принёс комфорт, но разрушил что-то очень важное и бесконечно близкое нашему народу. Стремление к материальному благополучию родителей понятно, жизнь стоит дорого. Но за этим стремлением такие понятия как добросердечность, бескорыстность, добропорядочность, открытость, милосердие, великодушие, духовность, любовь к ближнему; всё то, что мы пытаемся привить ребёнку в начальной школе; зачастую, оказываются просто красивыми словами. Дома, на улице, по телевизору, в интернете ребёнок черпает информацию, которая, возможно, окажется более полезной для него в будущей взрослой жизни.

Сегодня в День учителя ребята желают учителю много денег, хороший автомобиль, большую квартиру. Никто не говорит, что это плохо, мы не ханжи. Но лет бы 20 назад педагог обиделся, а сегодня это норма. Бурная антиреклама учительской порядочности, даже в Год учителя, накладывает свой отпечаток на отношение к педагогу новоиспечённых родителей. Учитель сегоднягувернёр. Он выполняет заказ родителей, поэтому с ним надо держать ухо востро. А если педагог требует, возмущается, то на него и пожаловаться можно, причём анонимно. К сожалению, молодые мамы забывают о своих прямых обязанностях. Ребята приходят в школу без тетрадей и учебников. Зевают на уроках не от скуки, а от недосыпания. Большинство первоклассников имеют ту или иную разновидность невроза. Порой из 25 малышей более половины не посещали театр, музеи, но были в Греции и Турции. У каждого первоклассника есть мобильный телефон (это удобно), но родители могут позвонить ребёнку во время урока или прислать CMC. Обширная классная библиотека не увлекает, интересней «тетрис» (мини-компьютер). Вещь не дешёвая, забрать – не забрать, учитель ещё подумает. После «тетриса» не до математики. Это всё, конечно, крайности. Безусловно, мудрый и грамотный педагог найдёт способ привить малышам любовь к литературе и театру, убедит мам не звонить ребёнку во время уроков. Но сегодня мы говорим о первокласснике, который приходит в школу и приносит мир, в котором он воспитывался семь лет. Ценности этого мира не всегда совпадают с теми, что несут детям герои старых добрых сказок, где добро всегда побеждает зло, а бедный Иванушка в финале становится богачом, потому что он честный, добрый и смелый.

Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, ребёнок приходит в школу не за знаниями. У него нет осознанного желания стать образованным человеком. Такие мысли высказывают родители. Для ребёнка привлекательность имеют внешние моменты школьной жизни: портфель, красивые тетради и карандаши, школьная форма, новые друзья. В этих моментах проявляется основа желания изменить своё место в обществе.

Сегодняшний первоклассник, пришедший в школу из современного мира, ориентированного на материальные ценности, погружается в совершенно новый мирмир с духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы. Есть такие, которые не знают, кому верить: родителям или педагогу. Они замыкаются в себе, находясь в растерянности перед выбором идеала для подражания. У ребёнка возникают вопросы: «Как взаимодействовать, сотрудничать с окружающим миром?», «Когда герои кино и мультфильмов могут служить примером?».

Необходимо помнить, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают у ребёнка перестройку всего образа жизни и деятельности. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

«Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом и социальном отношении. Он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательная координация» [1]. Не секрет, что на сегодняшний день в ряде школ только 10% детей можно считать (условно) абсолютно здоровыми. Наиболее распространённые заболевания детей, поступивших в первый класс – это невралгия, лёгочные и кардиологические заболевания, отставание в психофизическом развитии. 20% первоклассникам рекомендован зрительный режим. Большинство первоклассников имеют курящих родителей (мам). Употребление алкоголя во многих семьях является нормой.

Экология, стрессы, «жизнь у компьютера», бесконечные «мультяшки» с сомнительным содержанием, ссоры родителей, уставших в гонке за рублёмвсё это приводит к тому, что ежегодно в первый класс приходят дети с различными видами хронических заболеваний.

Необходимо также сказать о готовности ребёнка к школе. «Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья, и прежде всего в психоневрологической сфере» [2].

Готовность ребёнка к школе заключается не только в его интеллектуальных возможностях. Школьные нагрузки, порой, оказываются не под силу и хорошо подготовленным в интеллектуальном плане детям. А если ребёнок семь лет своей жизни проживал в деревне у бабушки, где не было детского сада? Тогда программа первого класса для неговолшебная книга, где одни вопросы, потому что он не знает ни одной буквы. Ведь сегодняшний букварь рассчитан на то, что первоклассник умеет читать и готов к изучению фонетики. Таких детей сегодня много. Сколько же сил понадобится малышу, чтобы догнать своих одноклассников? Безусловно, здесь потребуется большая работа грамотного и терпеливого педагога.

Сегодня многие родители определяют ребёнка в первый класс с 6 лет, руководствуясь тем, что процесс обучения в начальной школе длится четыре года. Это глубокое заблуждение родителей, так как программа четырёхлетнего обучения не растянута, а увеличена. Есть дети, которым рекомендовано психологами и врачами идти в школу с восьми лет, но, к сожалению, родители протестуют и рассуждают с обидой: «Разве мой не такой как все?». Это вызывает у них панику и нежелание прислушиваться к мнению специалиста.

Ещё одна из трудностей сегодняшних первоклашек, на наш взгляд, в многонациональность первых классов. Безусловно, проблем проявления интолерантности в начальной школе стараются избегать. Педагоги проводят беседы и тренинги, конкурсы, внедряют игровые программы. Но ребята, для которых русский язык не родной, не могут учиться наравне с русскоговорящими детьми. Они значительно отстают в усвоении программы, хоть и стараются, но успех минимальный. Педагоги относятся к этим ученикам снисходительно, однако результаты оставляют желать лучшего. Большинство из них остаются в начальной школе на второй год. Для этих детей необходима особая программа, индивидуальное обучение или обучение в отдельном классе. Над этим давно пора работать, используя опыт коллег из Израиля и Соединенных Штатов.

Таким образом, размышляя над вопросом «Наш ученик: кто он?», мы не сможем «нарисовать» идеальный портрет первоклассника XXI века. Ясно одно, что это ребёнок нового поколения, и педагогам начальной школы необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый первоклассник чувствовал себя в классе комфортно. Прививая ценности духовные, педагог должен учитывать условия, в которых ребёнок привык жить. Воспитывая малыша в духе старых добрых традиций, педагогу необходимо уметь использовать и современные термины, овладеть медиа- и интернет-технологиями и использовать их на уроках. Сохраняя опыт педагогов прошлого, современный учитель должен идти в ногу со временем, чтобы быть востребованным и интересным своему ученику.

Литература:

1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»