Авторы:
Курова Светлана Геннадьевна, ГОУ СОШ №16, учитель начальных классов
Снегова Яна Борисовна, ГОУ СОШ №16, зам. директора по ВР
Фатыхова Татьяна Ивановна, ГОУ СОШ №16, учитель начальных классов
Кто он такой, наш первоклассник,
Наш милый маленький герой?
Он непоседа и проказник?
Или застенчиво-смешной?
Как этот мир его встречает?
Чем восхищает? Чем пугает?
Семь лет он знания копил
И жадно познавал сей мир!
А в нём игрушки из Китая
И телик без конца и края,
Противный на обед бульон,
Ах, да! Мобильный телефон!
Ещё детсад, где воспитатель
От нищеты частенько стонет.
Он не творец и не мечтатель,
И грустно курит на балконе!
А в выходные есть компьютер
И драки суперские очень,
Порой не очень трезвый отчим
И звёзды в небе синей ночью.
У мамы фитнес и работа,
По дому разные заботы:
С подругой обсуждают садик
И всяких разных глупых дядек.
Грипп и ангины стали частыми,
И бабушка даёт лекарство.
Любим он с головы до ног,
Но почему-то одинок!
И в доме ссоры. Нет ответа,
Зачем без денег счастья нету?
Он очень мал, но знает точно:
Нужны всем деньги очень-очень!
Звенит звонок! Портфель, букет,
В столовой комплексный обед,
И каждый день учитель строгий
Грозит указкой на уроке.
Кривые палочки в тетради,
Иль обозвал соседку Надю,
Забыл учебник и тетрадь? –
За всё придётся отвечать!
Нельзя шуметь, кричать, резвиться!
Дитё обязано учиться:
Всё понимать и не мешать,
И за поступки отвечать!
Быть любопытным, прозорливым,
Примерным, умным и счастливым,
На физкультуре бегать кросс…
Но тут у отрока НЕВРОЗ!
И от волнения и натуги
«Мигает» глаз, «чужие» руки,
До школы стал неблизким путь,
И даже в десять не уснуть.
И в голове волнений много,
И до двенадцати тревога!
От суеты спасенья нет.
Итог – плохой иммунитет,
Недомогание, смятение,
В своих умениях сомнение!
А за окошком листопад,
И душной комнаты квадрат!
Кто он такой, наш первоклассник?
Он разный, только не напрасно
Он носит имя человека,
А на плечах НАЧАЛО ВЕКА!
Мы не случайно начали разговор о сегодняшнем первокласснике этим стихотворением. Не исключено, что многим скептикам оно может показаться шуточным, но это не так, К сожалению, именно такие первоклассники в большей степени приходят сегодня в среднюю общеобразовательную школу – мальчишки и девчонки 7-8 лет, несущие на своих плечах начало 21 века – века мобильности, иных скоростей, иных жизненных ценностей. Их родителям менее тридцати, это дети девяностых, впитавшие житейскую нестабильность, озлобленность, отсутствие идеалов, безверие на фоне растущего научно-технического прогресса, который принёс комфорт, но разрушил что-то очень важное и бесконечно близкое нашему народу. Стремление к материальному благополучию родителей понятно, жизнь стоит дорого. Но за этим стремлением такие понятия как добросердечность, бескорыстность, добропорядочность, открытость, милосердие, великодушие, духовность, любовь к ближнему; всё то, что мы пытаемся привить ребёнку в начальной школе; зачастую, оказываются просто красивыми словами. Дома, на улице, по телевизору, в интернете ребёнок черпает информацию, которая, возможно, окажется более полезной для него в будущей взрослой жизни.
Сегодня в День учителя ребята желают учителю много денег, хороший автомобиль, большую квартиру. Никто не говорит, что это плохо, мы не ханжи. Но лет бы 20 назад педагог обиделся, а сегодня это норма. Бурная антиреклама учительской порядочности, даже в Год учителя, накладывает свой отпечаток на отношение к педагогу новоиспечённых родителей. Учитель сегодня – гувернёр. Он выполняет заказ родителей, поэтому с ним надо держать ухо востро. А если педагог требует, возмущается, то на него и пожаловаться можно, причём анонимно. К сожалению, молодые мамы забывают о своих прямых обязанностях. Ребята приходят в школу без тетрадей и учебников. Зевают на уроках не от скуки, а от недосыпания. Большинство первоклассников имеют ту или иную разновидность невроза. Порой из 25 малышей более половины не посещали театр, музеи, но были в Греции и Турции. У каждого первоклассника есть мобильный телефон (это удобно), но родители могут позвонить ребёнку во время урока или прислать CMC. Обширная классная библиотека не увлекает, интересней «тетрис» (мини-компьютер). Вещь не дешёвая, забрать – не забрать, учитель ещё подумает. После «тетриса» не до математики. Это всё, конечно, крайности. Безусловно, мудрый и грамотный педагог найдёт способ привить малышам любовь к литературе и театру, убедит мам не звонить ребёнку во время уроков. Но сегодня мы говорим о первокласснике, который приходит в школу и приносит мир, в котором он воспитывался семь лет. Ценности этого мира не всегда совпадают с теми, что несут детям герои старых добрых сказок, где добро всегда побеждает зло, а бедный Иванушка в финале становится богачом, потому что он честный, добрый и смелый.
Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, ребёнок приходит в школу не за знаниями. У него нет осознанного желания стать образованным человеком. Такие мысли высказывают родители. Для ребёнка привлекательность имеют внешние моменты школьной жизни: портфель, красивые тетради и карандаши, школьная форма, новые друзья. В этих моментах проявляется основа желания изменить своё место в обществе.
Сегодняшний первоклассник, пришедший в школу из современного мира, ориентированного на материальные ценности, погружается в совершенно новый мир – мир с духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы. Есть такие, которые не знают, кому верить: родителям или педагогу. Они замыкаются в себе, находясь в растерянности перед выбором идеала для подражания. У ребёнка возникают вопросы: «Как взаимодействовать, сотрудничать с окружающим миром?», «Когда герои кино и мультфильмов могут служить примером?».
Необходимо помнить, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают у ребёнка перестройку всего образа жизни и деятельности. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.
«Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом и социальном отношении. Он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательная координация» [1]. Не секрет, что на сегодняшний день в ряде школ только 10% детей можно считать (условно) абсолютно здоровыми. Наиболее распространённые заболевания детей, поступивших в первый класс – это невралгия, лёгочные и кардиологические заболевания, отставание в психофизическом развитии. 20% первоклассникам рекомендован зрительный режим. Большинство первоклассников имеют курящих родителей (мам). Употребление алкоголя во многих семьях является нормой.
Экология, стрессы, «жизнь у компьютера», бесконечные «мультяшки» с сомнительным содержанием, ссоры родителей, уставших в гонке за рублём – всё это приводит к тому, что ежегодно в первый класс приходят дети с различными видами хронических заболеваний.
Необходимо также сказать о готовности ребёнка к школе. «Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья, и прежде всего в психоневрологической сфере» [2].
Готовность ребёнка к школе заключается не только в его интеллектуальных возможностях. Школьные нагрузки, порой, оказываются не под силу и хорошо подготовленным в интеллектуальном плане детям. А если ребёнок семь лет своей жизни проживал в деревне у бабушки, где не было детского сада? Тогда программа первого класса для него – волшебная книга, где одни вопросы, потому что он не знает ни одной буквы. Ведь сегодняшний букварь рассчитан на то, что первоклассник умеет читать и готов к изучению фонетики. Таких детей сегодня много. Сколько же сил понадобится малышу, чтобы догнать своих одноклассников? Безусловно, здесь потребуется большая работа грамотного и терпеливого педагога.
Сегодня многие родители определяют ребёнка в первый класс с 6 лет, руководствуясь тем, что процесс обучения в начальной школе длится четыре года. Это глубокое заблуждение родителей, так как программа четырёхлетнего обучения не растянута, а увеличена. Есть дети, которым рекомендовано психологами и врачами идти в школу с восьми лет, но, к сожалению, родители протестуют и рассуждают с обидой: «Разве мой не такой как все?». Это вызывает у них панику и нежелание прислушиваться к мнению специалиста.
Ещё одна из трудностей сегодняшних первоклашек, на наш взгляд, в многонациональность первых классов. Безусловно, проблем проявления интолерантности в начальной школе стараются избегать. Педагоги проводят беседы и тренинги, конкурсы, внедряют игровые программы. Но ребята, для которых русский язык не родной, не могут учиться наравне с русскоговорящими детьми. Они значительно отстают в усвоении программы, хоть и стараются, но успех минимальный. Педагоги относятся к этим ученикам снисходительно, однако результаты оставляют желать лучшего. Большинство из них остаются в начальной школе на второй год. Для этих детей необходима особая программа, индивидуальное обучение или обучение в отдельном классе. Над этим давно пора работать, используя опыт коллег из Израиля и Соединенных Штатов.
Таким образом, размышляя над вопросом «Наш ученик: кто он?», мы не сможем «нарисовать» идеальный портрет первоклассника XXI века. Ясно одно, что это ребёнок нового поколения, и педагогам начальной школы необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый первоклассник чувствовал себя в классе комфортно. Прививая ценности духовные, педагог должен учитывать условия, в которых ребёнок привык жить. Воспитывая малыша в духе старых добрых традиций, педагогу необходимо уметь использовать и современные термины, овладеть медиа- и интернет-технологиями и использовать их на уроках. Сохраняя опыт педагогов прошлого, современный учитель должен идти в ногу со временем, чтобы быть востребованным и интересным своему ученику.
Литература:
1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.