Статья
Адаптация детей в детском саду
Усагина Людмила Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ №75
Калининского района Санкт-Петербурга
Данная тема является актуальной во все времена. Что же понимается под словом адаптация?
Адаптация- это самостоятельное или насильственное приспособление личности к новым условиям социальной среды. Результатом адаптации являются приспособление и привыкание к новым условиям.
Родители с самого рождения ребенка начинают задаваться вопросами:
Какой детский сад выбрать для своего ребёнка и как выбрать группу? Воспитатели же должны оправдать ожидания родителей. Первая встреча родителей и работников детского сада начинается задолго до того, как родители приведут в дошкольное учреждение своего ребенка. Родители знакомятся и беседуют с руководителем и воспитателями детского сада, знакомятся с условиями пребывания детей в группе, узнают режим дня интересуются особенностями правильного питания.
Главной задачей сотрудников дошкольного учреждения является процесс адаптации к условиям детского сада.
Первоначальным действием по решению проблем адаптации является организация приема вновь поступивших детей. Как бы хорошо не готовили ребенка он все равно в первые дни своего пребывания в детском саде будет находится в состоянии стресса. Это может проявляться в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии ухудшении здоровья и самочувствия.
Первое посещение детского сада является главным моментом на пути к адаптации. От первых впечатлений будет зависеть, то с каким настроением он будет посещать детский сад.
Процесс адаптации будет проходить легче, если ребенок будет чувствовать поддержку со стороны взрослых. Нельзя отказывать ему во внимании. Родители должны понимать, что воспитатели и все остальные сотрудники стараются окружить ребенка заботой, создать комфортные условия пребывания ребенка к в детском саду.
Целью адаптационного периода является приспособление ребенка к новым условиям его жизни. К основным задачам адаптационного периода относят:
- благополучное формирование физиологического состояния ребенка в ответ на новые условия существования;
- благополучное построение новых социальных контактов и связей ребенка в детском саду.
По существующим данным известно, что адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, адаптация к детскому саду в 3 года – около 2-3 недель, в старшем возрасте- около 1 месяца.
Чаще всего детей приводят в детский сад в 2 года, поэтому рассмотрим этот возрастной период более подробно.
Адаптация ребенка в детском саду может проходить в трех видах: легкая, тяжелая, средняя.
Тяжелая адаптация может длится месяцами. В это время у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, нарушение сна, также у ребенка наблюдается резкие перепады настроения, частые срывы и капризы, ребенок начинает часто болеть, что связано с нежеланием идти в детский сад. Такие дети в группе ведут себя неуверенно ни с кем не играют.
При тяжелой адаптации у ребенка может возникнуть психосоматическое заболевание.
Легкая адаптация является противоположностью первому виду адаптации. В этот период ребенок легко вливается в новый коллектив, он чувствует себя комфортно, спокойно без капризов приходит в детский сад. Такие дети редко болеют хотя в это период все же возможны физиологические срывы.
Средняя – последний вид адаптации. В этом случае малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть». Этот период может длится 2-3 месяца. В этот период заболеваний не избежать.
К первым признакам того что ребенок хорошо адаптировался можно отнести:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- желание общаться с другими детьми;
- нормальная реакция на предложения воспитателя;
- хорошее эмоциональное состояние.
Но также тревогу испытывают и родители детей. В адаптационный период необходимо провести первое родительское собрание. Эта форма работы с родителями является важным действием в адаптационный период. Каждому родителю важно знать характерные возрастные особенности ребенка. Воспитатели также проводят консультации для родителей на важные темы.
Таким образом, адаптация ребенка в детском саду является очень сложным и ответственным процессом. Главное в этот период- не навредить ребенку, а способствовать его благополучному психофизическому развитию.
Советы родителям для благополучной адаптации детей в детском саду:
Ребенок может начинать капризничать или устраивать истерики перед походом в детский сад, не захочет идти в детский сад.
В этом случае важно поддержать вашего ребенка, сказать, что вы понимаете его. Никогда не ругайте своего ребенка.
Ребенок начинает часто болеть. Это психофизическое состояние ребенка и образ его жизни.
Важно психологически подготовить детей к детскому саду: рассказать, что в саду интересно.
Также необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
-приучайте ребенка к режиму детского сада;
-закаливайте организм ребенка;
- формируйте позитивное отношение к детскому саду;
-научите ребенка самостоятельности и самообслуживанию.
Рекомендации после первого посещения детского сада.
Все меры должны быть постепенными. В первое время не оставляйте ребенка в детском саду на целый день. Нескольких часов достаточно. Будьте готовы к капризам ребенка, это нормальная реакция в адаптационный период.
При прощании в детском саду нужно быть с ребенком искренним говорить правду: куда и почему вам нужно уйти, сказать, что вы придете за ним и когда, так ребенок будет чувствовать себя спокойнее. Не надо превращать прощание в какое-то событие.
Список литературы:
Васильева Н. «К вопросу социально- психологической адаптации» //Дошкольное воспитание 2010. №8. //
Доронова Т. «Адаптация ребенка к ДОУ новые
подходы» //Обруч №5. 2006. //
Кошелева А. Д. «Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ» // М., 2004//
К. Л. Печора «Дети раннего возраста» //М. 2004//