Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ребёнок и музыка

Стурова Светлана Брониславовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ д/с№58

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. С давних времён матери напевали колыбельные песенки ребенку.  Родители хотят, чтобы их дети слушали музыку, исполняли ее, но, с другой стороны, это естественное желание порождает в них целый ряд сомнений. Они думают, что их ребенок сможет, к примеру, научиться петь, что у него есть музыкальный талант. Музыка должна стать неотъемлемой частью  жизни ребенка. Но на пути к этой цели имеются определенные трудности: требуется наличие таланта или, по крайней мере, склонности к музыке, и ребенка надо приучать наслаждаться музыкой .Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. В настоящее время существует много способов для занятий музыкой и получения наслаждения от ее прослушивания, которые не требуют больших денежных затрат или много времени. Ребенок реагирует на музыку и сам издает музыкальные звуки. Он совершает ритмичные движения в такт звукам, издаваемым холодильником или стиральной машиной. Маленьким детям свойственно свободно экспериментировать со звуком, как и со всем остальным, что они могут видеть, пробовать на вкус и трогать. Их не надо учить реагировать на комбинацию ритмов и высоты звука, которую мы называем музыкой — они это делают совершенно естественно. Но им должна быть предоставлена возможность свободного экспериментирования в этой области. В любом возрасте ребенку нравится исполнять музыку с другими. Он слушает мелодию, исполняемую ему матерью, и это действует на него успокаивающим образом, вначале ему даже не требуется понимать смысл слов. Если в доме кто-то поет или играет, он реагирует на это движениями тела, также как и на хлопки в ладоши.

Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребёнку? Что заставляет растущего человека, выбирать деятельность, связанную с ней?

Во-первых, музыка- это самовыражение. Природа дала человеку голос и моторно- ритмическое чувство. Ребёнок –это своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке.

Во-вторых, музыка- это взаимопонимание. Это уникальное средство общения, преодолевающее границы и время. С помощью музыки ребёнок имеет возможность рассказать о себе, своём внутреннем мире, может быть понят другим человеком.

В-третьих, разнообразие музыки предопределяет её органичное включение в любое событие жизни ребёнка.

В-четвёртых, музыка –это сам ребёнок. Музыка вмещает в себя весь мир ребёнка, становится языком его души .Как же может взаимодействовать ребёнок с музыкой? Уже в самом раннем возрасте ребёнок откликается на музыку разного характера, может увлечённо принимать участие в пении, танцах, музицировании.

Иными словами, эмоциональные проявления ребёнка выражаются в его интересе к музыке. её предпочтении другим видам деятельности. Кроме того, взаимодействие ребёнка с музыкой связанно с активностью ребёнка в выборе музыкальных видов деятельности. Ребёнок начинает самостоятельно предлагать варианты того или иного произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.

Так, в первые годы жизни деятельность можно назвать музыкально-предметной. В это время интерес ребёнка вызывают игрушки инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первый выбор более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами –носителями звуков.

Далее его деятельность становится музыкально- игровой. Музыка становится- увлекательной игрой, источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, содержательной основой игр. К концу дошкольного возраста у ребёнка появляется музыкально- художественная деятельность. Накопленный к этому времени  личный эмоциональный опыт  позволяет ребёнку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения

Музыка формирует и поддерживает настроение. Она не имеет возрастных ограничений. Чем раньше дети начнут испытывать ее благотворное влияние на себе, тем лучше для них. Ведь еще с самых первых дней колыбельная матери ласкает слух ребенка, успокаивает, лелеет, показывает малышу всю полноту чувств мамы. Для него это огромная радость. Ведь он еще не способен понять смысл слов, а вот интонации и мелодии он понимает сразу. Малыш отчетливо реагирует на музыку, он выделяет ее среди других звуков и шумов. В такие моменты он замирает, прислушивается, ему нравится. Если музыка спокойная, то и он сосредотачивается и успокаивается. Если же музыка веселая, то движения ребенка оживляются, и на лице появляется улыбка.

Воспитывать нужно богатой музыкой, качественной. Разная музыка оказывает разное воздействие на организм. Есть интересные результаты научных экспериментов. Например, выяснилось, что классическая музыка ускоряет рост растений, коровы дают больше молока. Дельфины и акулы очень любят слушать Баха. При проигрывании Рока, у коров резко снижается аппетит, а пшеница перестает расти. Также учеными выявлен стресс–гормон, который выделяется в процессе прослушивания Рока. Этот гормон способствует стиранию информации из мозга. Для музыкального развития детей огромное значение имеет атмосфера в семье. При этом возможны два варианта с вытекающими из них последствиями: родители слишком хорошо подготовлены в музыкальном отношении и предпочитают серьезное исполнение, или родители вообще не имеют музыкального образования и испытывают крайнюю неуверенность и страх. Те и другие ошибочно полагают, что этот вид искусства существует для профессионалов. При обучении музыке лучше не начинать с Баха или Бетховена, а начинать с пения, даже если нет голоса и особого слуха.

При занятиях музыкой дома можно подобрать не только готовые, но и импровизированные инструменты, с помощью которых извлекается интересные звуки. У каждого предмета существует уникальная тоновая окраска. Можно, например, использовать три стакана с водой, налитой до разного уровня, что будет соответствовать разным нотам.

В настоящее время растут домашние библиотеки, содержащие песенники и музыкальные записи. Следует иметь в виду, что дети получают больше удовольствия от ритма и мелодий и композиций для нескольких инструментов, чем от целого оркестра.

Очень важно для детей иметь возможность двигаться под музыку.

Помимо музыкального развития ребенка в семье, программа непременно включает в себя музыкальные занятия в школе, трансляцию мелодий по радио и телевидению, музыкальное сопровождение кинокадров. Очень важно также посещение концертов, спектаклей и т.д.

Рекомендации родителям.

Окружайте ребенка прекрасной музыкой

Для успешного развития музыкальных способностей вам, родителям, необходимо сделать музыку составной частью окружающей среды вашего ребенка с момента его рождения. Окружив малыша прекрасной музыкой, вы заложите первый камешек в его музыкальное образование. Создайте дома фонотеку записей классической, народной и современной детской музыки.

Слушание музыки с вашей помощью должно стать каждодневной привычкой ребенка. Однако заставлять его слушать музыку насильно не следует, малыш должен это делать, будучи занятым чем-то другим: играми, конструированием, рисованием, лепкой. Не используйте наушники для слушания музыки детьми, так как это может навредить детскому слуху.

Интересно, что дети не устают от слушания музыки, как взрослые. Маленький ребенок любит слушать знакомые звуки. Вспомните, сколько раз ваш малыш просил вас дать ему послушать его любимую детскую песенку. Но если малыш услышит ваше ворчание по поводу надоевшей музыки, его энтузиазму может прийти конец.

Начните обучение музыке с рождения малыша

Первые четыре года — идеальное время, чтобы развивать музыкальность своего чада. Вы можете с удивлением задать вопрос: «Почему так рано? » Во-первых, раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни малыша — это критическое время для развития умственных процессов. Во-вторых, именно в первые годы идет освоение родной речи. В этом возрасте слух у малыша особенно обострен, находится на пике активности, он настроен на то, чтобы впитывать, усваивать. Поэтому и учиться музыке лучше сейчас, пока ваш кроха ходит пешком под стол.

Пойте и танцуйте с ребёнком

Петь любят все дети. Приобретите караоке и пойте различные детские песенки, сначала вместе с ребенком, а потом он может начать петь один. Пение развивает у детей музыкальные способности, память. Помните, что голос ребёнка– инструмент нежный и хрупкий, так как голосовой аппарат формируется до 12 лет. Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду.

Так же как и петь малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья, помогают координировать движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто доставляют радость. Научите малыша покружиться под музыку, ритмично пристукнуть каблучком в такт, похлопать в ладоши. Включайте музыку самого разного характера, и пусть малыши сами или вместе с вами под неё танцуют, придумывая движения. Вы увидите, насколько велики способности крохи к двигательной импровизации.

Подарите ребёнку музыкальный инструмент

Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят ребёнком на "ура». Его порадует бубен, трещотка, ложки, металлофон. Игра на этих детских музыкальных инструментах не только подарит радость ребёнку, но и поспособствует развитию чувства ритма.

Знакомство ребенка с музыкальными инструментами лучше всего начать с клавишных (пианино) или струнных. Затем, спустя некоторое время, можно подключить духовые (дудочка, игра на которых способствует правильному развитию органов дыхания и улучшает снабжение мозга кислородом.

Звуки, извлекаемые ребенком из музыкальных инструментов, можно записывать, а потом прослушивать вместе с ним - он обязательно придет в восторг от этого процесса.

И в заключение

Чтобы у малыша появилась любовь к музыке, ему не обязательно иметь абсолютный слух и идеальное чувство ритма - достаточно желания слушать и понимать музыку. А если, к тому же, у ребенка имеются неплохие музыкальные способности - еще лучше. В таком случае, в будущем он сможет стать еще одним Моцартом или Паганини.

Музыка существует для всех!

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»