Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект занятия в подготовительной группе

Книга всем понятная, умная, занятная

Климова Елена Михайловна

Цель. Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход занятия.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

– Правильно это книга.

Какие бывают книги. (большие, маленькие, детские и взрослые и т.д.)

– Откуда появились книги?

Давным-давно, когда люди ещё не умели читать и писать, они передавали друг другу сообщения устно, рассказывая о увиденных или услышанных событиях. Их называли сказители (от слова скажи, сказывать, сказ – передача сообщения). Они ходили от деревни к деревне, от города к городу , рассказывая всем то, что знали сами. А если забыли что-то? Это может навсегда исчезнуть, и никто больше этого не узнает.

Возникла необходимость записать всё то, что рассказывали сказители. И тогда придумали, как это записать.

Как вы думаете, с чего начались эти записи? Конечно с рисунка. Постепенно люди придумали обозначение всем звукам, которые мы произносим. Получились буквы. Эти буквы стали записывать в слова, а затем и в предложения. Так началась письменность. \ Предложить детям сначала нарисовать картинки к предложению «я иду домой», а затем записать его. Что получилось быстрее и понятнее? \

А на чём же записывали? На том, что было под рукой! Под рукой было то, что давала природа. Из глины делали тоненькие дощечки и писали на них, использовали кору деревьев, в основном берёзовую, для написания слов тонкими палочками. Такие письмена называют берестяные грамоты.

А на чём писали в других странах. \Сообщения о письменности в других странах \

В Китае писали на бамбуковых пластинах (из чего сделаны) , которые наматывали на верёвку, а позже стали писать кистью и тушью на шёлке.

В Египте писали на каменных плитах. А позднее изобрели папирус, очень похожий на бумагу, но очень тонкий и длинный. Его хранили свёрнутым в свиток. Позже изобрели бумагу, и книги стали печатать на бумаге.

Первоначально книги писались вручную, и писал их человек, обладающий красивым почерком и хорошим умением рисовать. \ Сообщение о письменных принадлежностях \. Писались и переписывались такие книги очень долго. Такие книги были очень дорогими и находились в княжеских библиотеках или монастырских.

Чтобы рукописные книги не портились, им делали прочную деревянную обложку, и украшали её тканью, кожей, росписью, драгоценными украшениями. Отсюда пошла пословица «Прочитать от доски до доски».

Не только обложку украшали, но и первую страницу, привлекая внимание читающего.

\Сообщение о красной строке \.

Только умелый художник допускался до оформления первой страницы, заглавной буквы. \Иллюстрации из книг. Предложить детям украсить заглавную букву текста \.

Прошло немного времени, и человек придумал, как можно изготавливать книги быстрее. \ Показываю детям печать – штампики \. Для печати текста необходимо было вырезать всё содержание на одной доске. Это делали, чтобы оттиск был ровный. Для другого текста необходимо было вырезать другой текст. Такая печать была очень неудобна т.к. была очень длительной, и тогда придумали делать отдельные печати с буквами, чтобы можно было собрать \набрать \ любой текст.

Первым, кто придумал печатный станок, был Иван Фёдоров. При помощи этого станка увеличилось производство книг, и они стали немного доступнее.

Постепенно процесс книгопечатания улучшался. Придумывали новые машины для изготовления книг. Сейчас много машин, которые помогают изготавливать книги.

Но что ещё необходимо сделать, чтобы напечатать книгу?

Её надо придумать.

Писатели пишут рассказы, сказки, повести, поэты – стихи, поэмы, басни, художники рисуют иллюстрации. Все они принимают участие в создании книги.

А как надо обращаться с книгой? Конечно, книги надо беречь, их нельзя рвать, мять, загибать листы, рвать страницы, рисовать на страницах. Книгу надо брать только чистыми руками, чтобы на ней не оставалось грязных пятен.

У вас дома есть книги? Где они хранятся? Когда вы чаще всего читаете с мамой или папой? Как называется место в доме где хранятся книги? \книжный шкаф, книжная полка, библиотека \

Где можно приобрести книги?

Откуда привозят книги в магазин?

Как изготавливают книги?

Что необходимо для изготовления бумаги?

Значит, чтобы было много книг надо, надо спилить много деревьев, и от этого пострадают леса?

Люди придумали электронные книги, в которых может поместиться целая полка книг, или даже целый шкаф книг, а может быть и вся библиотека.

Но ведь не интересно держать в руках только названия книг. Гораздо приятнее взять в руки книгу, пахнущую бумагой, перелистать её от начала до конца, задержавшись на интересных страницах, возможно, перечитать ещё раз и немного подержать в руках, чтобы вспомнить о тех впечатлениях, которые возникли во время чтения. А потом поставить на полку, чтобы в следующий раз взять её снова.

Ребята, скажите, а у вас есть любимые книги? \дети рассказывают о своих любимых книгах, демонстрируя их \ Давайте поставим эти книги на полку, чтобы все могли посмотреть почитать эти чудесные книги.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»