Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста
Воронина Людмила Николаевна,
воспитатель высшей категории ГБДОУ д/с №53
Калининского района Санкт- Петербурга,
С первых дней жизни ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом развитии и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается не сразу, а в определенной последовательности. С начала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый, с развитием психологических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и т.п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др., справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленно на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие ,с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся, на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается рисованию, знакомится с явлением природы и т.д. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, доктор педагогических наук Т.С.Комарова говорит: «Для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета». Понятие «Сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета. Большое значение в сенсорном воспитании формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
Л.А.Венгер и Н.Б.Венгер утверждают, что, начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами, в области восприятия цвета, служат так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета: белый, серый, черный.
А.И.Савенков отмечал, что процесс познание мира ребенка, неотделим от стремления, попробовать самому изобразить то, что он видит вокруг себя. Наша задача помочь ему в этом. Дети начинают рисовать в очень раннем возрасте. Первые каракули и в 2-3 года чисто случайны, но постепенно они приобретают характер сознательного рисунка. Рисунок становится языком, которым ребенок передает свою мысль. Эти рисунки очень своеобразны, отличаются не проницательностью и несоответствием форм. Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Научиться видеть красоту и во что-то ее претворять – важная и сложная задача. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются не развитыми, а значит и не реализованным в дальнейшем, а ведь в самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становится, чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.
С помощью зрения человек получает 90% всей информации об окружающем мире. Мы строим свое цветное изображение на основе трех цветов: зеленого, синего и красного. Может это и есть истинные цвета природы? С детства на нас обрушивается поток визуальной информации. Многие вещи, которые видят дети, остаются для них, не понятны, пока им кто-нибудь не объяснит их значение.
Все материальное окружение человека отвечает не только законам целесообразности и полезности, но и законам красоты. Предмет не может быть признан качественным, если он не соответствует нормам художественного вкуса. Поэтому развить художественный вкус следует хотя бы из практических соображений: это поможет вам сделать среду своего обитания более эстетичной, и соответственно привнесет в ваш мир радость и гармонию. Мир изобразительных знаков – это особый мир со своими законами. Занимаясь творчеством, ребенок может ощутить скрытый смысл явлений и событий. Принято считать, что искусство понимают все: «Все видно, все понятно, а на что еще смотреть?». На самом деле изобразительные знаки надо уметь расшифровывать, как иероглифы.Этому уделялось много внимания в дошкольной педагогике (Н.П.Сакулина, Т.Н.Доронова, Т.С.Коморова, Р.Г.Казакова, Е.В.Евдокимова и др.), по данным многих отечественных исследователей (Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Т.С.Комарова, Р.Г.Козакова, В.С.Кузин, А.И.Савенков и др.), наибольшее влияние рисование оказывается на формирование способности понимать и передавать в рисунке внутреннее состояние других людей, их чувства, переживание и, как следствие этого, совершенствование у детей способности сочувствовать другим людям. На этой основе появляется способность выделять и оценивать нравственные стороны отношения человека к жизни, понимать и ценить доброжелательное отношение к себе и другим людям.