Составление детьми описательных рассказов
Филиппович Галина Наумовна
Цель: учить детей составлять небольшой рассказ про игрушку.
Ход занятия.
Дети стоят за столами. Перед ними, на столе воспитателя 4 разных медведя , поодаль от медведей - Ушастик. Воспитатель спрашивает, что за игрушки у него на столе, поясняет, что медведей привел с собой Ушастик, который предлагает детям играть в "загадки".
Уточнив с детьми, какие игрушки находятся у них на столе, воспитатель спрашивает, похожи ли медведи друг на друга по размеру( один большой, про него можно сказать: больше всех, один самый маленький, два других-небольшие) по цвету (два коричневых, но один из них меховой, а другой-плюшевый, один черный и один желтый). Обобщая ответы, воспитатель называет детям слова, которые позже будут использованы ими при самостоятельном описании: большой, плюшевый, коричневый, и т.д.
Ушастик загадывает детям загадку об одном из сидящих на столе медведей, которая представляет собой описательный рассказ про игрушку. Например: "Угадайте, дети, о котором медведе я расскажу. Он самый большой, коричневый, плюшевый. У него белые лапы и уши, черные глаза-пуговки ".
Воспитатель хвалит детей за то, что они узнали медведя, про которого рассказал Ушастик, и поясняет: "Вы легко узнали медведя потому , что Ушастик очень подробно его описал сказал , какой медведь по размеру(САМЫЙ БОЛЬШОЙ), какого цвета( КОРИЧНЕВЫЙ), из чего сделан(ПЛЮШЕВЫЙ), сказал , что у медведя белые лапы и уши , что у него глаза - пуговки". таким образом, педагог дает детям план, которого они стараются придерживаться рассказывая.самостоятельно.
Если ребенок сомневается при рассказывании, педагог помогает ему вопросами. Например:"А какие у медведя глаза?".
"Видишь,-говорит педагог ребенку, закончившему описание игрушки,-дети хотят тебе помочь.Давай послушаем, что что они хотят добавить к твоему рассказу".
Далее ребенок ставит медведя на место и садится за стол. Ушастик идет отгадывать загадку. Он не спеша осматривает всех медведей и, наконец, выбирает того, о котором рассказывал ребенок. Это всегда радует детей. Затем воспитателю следует либо еще раз загадать детям загадку(это делает Ушастик), либо сразу же вызвать следующего ребенка, который загадает Ушастику свою загадку.
Занятие должно проходить эмоционально, весело. В процессе его можно спросить 4-5 детей.
(Материал взят из методического пособия для воспитателей 2003г,автор Гербова В.В.)