Музыкально-развивающее занятие по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Чуб Ольга Петровна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №104
Выборгского района Санкт- Петербурга
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Дать знания об основных эмоциях.
2. Научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека.
3. Научить мимикой и пантомимикой передавать разные эмоциональные состояния.
4. Научить определять настроение, характер музыки.
5. Развивать навыки группового взаимодействия, активность, инициативу.
6. Развитие эмпатии, памяти, внимания, воображения.
7. Приобретение навыков в саморасслаблении.
Ход занятия.
На столах разложены карточки «Разные гномы», маски эмоций «Радость», «Печаль» «Спокойствие».
Дети свободно входят в зал.
Музыкальное приветствие. Музыкальный руководитель: «Здравствуйте», дети отвечают так же.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, в осенний лес. Но до леса далеко, на чем мы можем отправиться в лес? (Ответы детей) Мы садимся в автобус.
Упражнение «Автобус»
Музыкальный руководитель: Вышли из автобуса, сказали водителю «Спасибо» и «До свидания». А как мы можем показать жестом «До свидания» (Этюд «До свидания»: ребенок машет высоко поднятой рукой)
Музыкальный руководитель: А теперь идем в лес. (Упражнение «Марш»)
Музыкальный руководитель: Вот и дошли. Как здесь красиво! Нам здесь очень нравится, мы радостные и счастливые. Давайте найдем счастливого гномика на карточке. (Показ радостного гномы на карточке.) А теперь и самим можно улыбнуться, как наш гномик (дети изображают радость).
Музыкальный руководитель: В лесу чистый воздух, подышим чудесным воздухом. (Упражнение «Дыхание»: дети поднимают руки через стороны, вдыхая; выдыхая - опускают через стороны вниз).
Музыкальный руководитель: В лесу наступила настоящая осень. Листья разноцветные. Какие? (ответы детей)
- А что это с листочками случилось? Сядем на ковер, закроем глазки и послушаем, какое у листиков настроение. (Упражнение « Грустная песня») (Ответы детей: грустное, печальное, унылое)
- А почему листочки грустят? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Давайте найдем нашего печального клоуна (карточка с грустным гномом).
Музыкальный руководитель: А теперь и сами покажем, какие мы грустные (Дети «делают» грустное лицо). И песню споем про листочки.
Песня « Кружатся листочки»
Музыкальный руководитель: Ребята, садимся в кружок, закрываем глазки и слушаем, что дальше произошло в лесу?
(Музыка «Дождик»)
Музыкальный руководитель: Споем песенку дождику.
Дождик лей, лей.
На меня и на людей, а на Бабу Ягу
Хоть по целому ведру.
Музыкальный руководитель: Дождик закапал крупный на деревья, на кусты, на траву (показываем все руками). А теперь мелкий дождь пошёл.
( упражнение « Крупный дождь, мелкий дождь»)
Музыкальный руководитель: Скажите, а какое настроение будет у нашего дождика? Давайте попросим его, чтобы он был веселым, радостным, счастливым. И сами станем такими. Выберите картинку весёлого гнома (выбор детей).
- Берём дождинки и потанцуем с ними.
Танец «Дождинок»
Музыкальный руководитель: Потанцевали мы с веселым дождиком и настроение у нас улучшилось. Стало веселее, радостнее. Покажем, какие мы радостные, счастливые (дети изображают радость.)
- Вот мы с вами побывали в лесу. А теперь отправляемся обратно. На каком транспорте мы ехали в лес? (ответы детей). А обратно нам надо ехать на более быстром транспорте. Какой транспорт быстрее автобуса? (ответы детей).
- Летим на самолете. ( Упражнение «Самолеты»)
Музыкальный руководитель: Давайте сядем в круг и вспомним, какие эмоции, какое настроение было у нас на занятии. (Упражнение «Найди клоуна»)
Музыкальный руководитель: А теперь мы отдохнем. Музыка будет звучать спокойная, ласковая, тихая. Легли на спинку, подставили лицо солнышку, закрыли глазки, отдыхаем (звучит спокойная музыка).
Музыкальный руководитель: Наше занятие закончено, до свидания.
Список литературы:
1.Захаров А.И. «Эмоциональный мир дошкольника», популярная психология для родителей, СПб, 1997.
2. Изард К. « Психология эмоций», СПб 1999.
3. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, 1997.
4. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольника», Москва, 1999.
5. Чистяков М.И. « Психогимнастика», Москва. 1995.
Маски эмоций «Радость», «Печаль», «Спокойствие». Карточки «Разные гномы».