Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

ФЭМП с помощью дидактических игр
и рисования нетрадиционными способами

Яковлева Эльвира Иосифовна,
ГБДОУ №72 Санкт-Петербурга

 

Цель:

Основной целью педагогического опыта является формирование элементарных математических представлений, сенсорных способностей у детей.

Задачи:

  • Развивать цветовосприятие, чувство  и композиции,  наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  • Учить считать до пяти, развивать представление о геометрических фигурах, совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), определять местонахождение предмета.
  • Способствовать формированию у детей перцептивных действий.
  • Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов. Продолжать знакомить с цветами.
  • Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
  • Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  • Развивать мелкую моторику, пространственное воображение.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, привлечение родителей к пед. процессу.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Поэтому  активное использование дидактических игр является одним из важных условий  развития детей средней группы по ФЭМП. Педагогам интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут нам  добиться хорошего результата. Так как наша дополнительная образовательная программа имеет приоритетом ФЭМП, то и дидактические игры в своем содержании обязательно несут задания по ознакомлению  с геометрическими фигурами, расположением предметов в пространстве, количественным счетом.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения, гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел,  геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Все дидактические игры мы разделили  на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры на ориентировке в пространстве.

3. Игры с геометрическими фигурами.

4. Игры на логическое мышление.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Также, отличный результат ФЭМП  имеет рисование. Для своей работы с детьми, мы выбрали рисование нетрадиционными методами.

В дошкольном возрасте  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

В этом направлении мы работаем второй год и можем с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Это видно по результатам диагностики.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.

Основные техники нетрадиционного рисования, используемые в работе.:

Рисования пальчиками и ладошками– это самый простой способ получения изображения. Ребенок  опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит точки, пятнышки на бумаге.  Есть  много разных приемов рисования пальчиками или ладошками:  просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, или стараться придать рисунку форму того или иного предмета. Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваемладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток  на бумаге.

Рисование  пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет.

Оттиск  поролоном. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как  размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

Ниткогафия. Рисование толстой нитью или из Толстых нитей.

Интеграция ФЭМП и рисования тетрадиционными методами очевидна и несложна. Вместе с просьбой выполнить  то или иное задание по рисованию делается акцент на либо форму изображаемых предметов, либо их количество, либо расположение.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»