Формирование чувства патриотизма
младших дошкольников
Тихомирова Татьяна Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №12 Санкт- Петербурга
Знает ли ребёнок город, в котором он живёт? Знает ли ребёнок свой домашний адрес, свой двор, дорогу к дому? Нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять?
Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?
Начинать формирование чувства патриотизма нужно с самого близкого и родного: с воспитания любви к близким, к семье.
Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым он подражает, по которым он строит своё поведение.
Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами – взрослыми.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. С умения видеть красоту
Родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные правления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважения к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Семья даёт «образ мира», в котором ребёнку предстоит жить. Из семьи он выходит сформировавшимся самосознанием. Семья – источник человеческой духовности, а поэтому и всей духовной и социальной культуры и прежде всего – родины и государства. И , как говорил С.Т. Аксаков, «Семья - источник питающий человека с рождения и вводящий его в высшие сферы жизни». Понимание чувства патриотизма, любви к родине приходит к ребенку именно семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его бедующее чувство семейного воспитания.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Методы воспитания чувства патриотизма в младшей, средней группах.
Беседы:
(беседы с детьми о доме, родителях, любимых занятиях, семейных традициях, праздниках, семейном отдыхе; беседы о дружбе; беседы о сезонных приметах; беседы о малой родине, о родном городе; беседы о труде взрослых в родном городе, о городском транспорте)
Дидактические игры:
(«Что растёт на грядке», «Сложи картинку», «Когда это бывает», «У кого какой домик», «Кто где живёт», «Светофор», «На чём едем , летим, плывём», «Узнай наш флаг», «Узнай профессию», «Домашний адрес».)
Многофункциональная игра: «Мой город, моя улица, мой район».
Рассматривание иллюстраций по лексическим темам:
( осенние, зимние, весенние, летние пейзажи; семейные альбомы; альбомы и картинки с видом города; транспорт; российский флаг, герб.)
Детские праздники и утренники:
(Осенняя ярмарка, новогодний утренник, встреча весны, масленица, весёлые спартакиады, день защитников Отечества, День Победы, День Матери.)
Также в средней группе, со второй половины года начинаются занятия по петербурговедению. Они включают в себя как занятия на определенные темы, так и домашние задания:
- С ребёнком пройти по улице, на которой вы живёте, и посмотреть, что на ней есть: магазин, детский сад или школа. Знать свой адрес.
- В выходные дни обязательно погулять по Невскому проспекту, полюбоваться красотой его домов, соборов. Сфотографироваться там, где вам больше всего понравилось.
- Побывать с родителями на речной экскурсии. Потом рассказать, что увидели интересного, какие мосты видели, какие реки запомнили.
- Сходить с родителями в выходной день на Дворцовую площадь. Полюбоваться Зимним дворцом, зданием Главного штаба, Александровской колонной. Нарисовать колонну.
- Создать у ребёнка радостное, праздничное настроение. Покажите, как украшен город.
- Погулять по территории ,Петропавловской крепости, полюбоваться собором, послушать звон колоколов, выстрел пушки. Обязательно сфотографироваться и составить с родителями альбом – «Где мы были".
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, «Мы живём в России», изд-во Скрипторий 2003; 2007 г.
2. Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова, «Система патриотического воспитания в ДОУ»., изд-во «Учитель», 2007г.