Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детскими сердцами. Необходимо, чтобы ребенок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. Есть целый ряд русских народных сказок о добре, которое всегда побеждает зло, о чудесах, о подвигах.
Как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать подвиги, хоть немножко пожить их жизнью, окунувшись в их мир с игрой.
С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.
Игра-средство познания окружающего мира. Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? В жизни они играют, творят, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно ту роль, которую хочет и того героя, который ему больше нравится. В том то и дела, что без зрителей все мы прекрасные актеры. Театр-это всегда сказка, чудо волшебство.
Никакой спектакль не найдет откликов в сердцах зрителей, если не будет понятна и выразительна речь. Даже малыши двух-трех лет, для которых более важно зрительное образное восприятие, вслушиваются в слова. Для старших детей важны все составляющие компоненты театра: музыка и костюмы, декорации и главное, слово.
Проблема владения, словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов.
Для того чтобы интерес к познанию мира не ослабевал, чтобы в совместной деятельности дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется элемент театральной постановки. В учебно-воспитательном процессе в средней группе по теме «животные» применяла сюрпризный момент, мешочек с игрушками (животных). Дети по очереди доставали из мешочка животное и представляли себя тем животным, какую игрушку они держат в руках, со звукоподражанием. Эти приемы в дальнейшем переходили в самостоятельную деятельность. Так Катя, надевая шапочку с изображение «кошечки», перевоплощалось в это животное, двигалась повадками «кошечки» издавала звуки, подражая животному. Смотря на Катю, в игру вступала Аня, она была маленькой кошечкой, дочкой Кати. Такие игры раскрепощают мышление и воображение детей путем имитации движений животных и звукоподражания. В младшей и средней группе проходило знакомство с играющими куклами. Надев на руку куклу: котёнка, собачку, дедушку, бабушки и т.д., читала или рассказывала потешки , прибаутки, сказки этим приемом вызываешь у детей положительную эмоциональную реакцию.
В младшей и средней группе , инсценировала знакомые детям сказки, стихи, небольшие рассказы с помощью настольного театра, фланелеграфа. Так, например, чтение стихотворений А. Барто из цикла»Игрушки», сопровождались действиями с соответствующими персонажами (мишка, зайка, слоник и т. д.). Сказка репка иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой дети охотно здоровались за руку, отвечали на его вопросы, делились сокровенным. Дети очень ждали приход «Петрушки». С детьми разыгрывали простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового и кукольного театра простых в обращении. С помощью «Петрушки» обучала детей одеваться на прогулку. Дети приглашали «Петрушку» на прогулку. Но «Петрушка» все время путал последовательность одевания. Вначале надевал шапку, тогда Миша говорил: «Ты не правильно одеваешься, сначала надо «штаны» надеть».
Когда у Савелия, что-то не получалось, он начинал плакать и никогда не просил помощи. Тогда «Петрушка» гладил его по голове, успокаивал и говорил: »Савелий, скажи волшебное слово, и к тебе придут на помощь, и всё у тебя получится», и Савелий изменился, он стал спокойно просить о помощи. Если «Петрушка» долго не приходил, он скучал и спрашивал, когда он придет.
Общаясь с детьми, надо все время придумывать какие-нибудь новшества, чтобы с ними и контакт найти, и чтобы им было интересно. Так появились на шкафчиках у детей их друг «гномик», у каждого гномика свое имя. Дети сами придумывали имя своему другу. Приходя в детский сад, ребенок брал за ручку гномика и рассказывал, где был, что видел, как провел выходные. И даже замкнутые дети разговаривают со своим другом.
Родители знают, что у нас есть игра» как мы провели выходные», и это их обязывает заботиться об интересном времени препровождении семьи.
Театральное искусство воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и оформление, музыка-песня, музыкальное сопровождение.
Ребята очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку и т.д., которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательней и интереснее.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только, как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям пример дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. В сказках и сценках, в доступной форме для дошкольников раскрываются темы дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Кукольный театр доставляет детям большую радость. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Пусть это будет маленькая сказка, показанная на фланелеграфе, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек или короткий спектакль театра картинок, или театра петрушек.
Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.
Регулярные показы спектаклей детям и совместно с детьми помогут накоплению опыта и мастерства.