Счет в пределах 5
Дадыкина Татьяна Валентиновна
Математические представления для детей группы «Особый ребенок» играют важную роль в учебном предмете «Математические представления и конструирование».
Счет в пределах 5 формируется на протяжении всего курса начальной школы и, как правило, у детей появляются навыки прямого и обратного счета. Часто не осознанно, механически после длительных упражнений.
Для выявления определенных знаний обучающихся по предмету «Математические представления и конструирование» я проводила игровые упражнения, в которых присутствовал счет по порядку и упражнения на соотношение числа с наличием предметов.
Для детей со средней умственной отсталостью определенные трудности вызывает смена предметов при счете по порядку.
Первые упражнения необходимо проводить с одними же и теми предметами, смена предметов вызывает непредсказуемые реакции (отказ от выполнения упражнений, «отворачивание» от предлагаемой работы, раскачивание, громкий гортанный смех, одновременные хлопки по столу, искаженные гримасы лица, хлопки по столу). Все это может привести просто к отказу от предлагаемой работы.
Мне пришлось вводить предметы по одному новому. Давала поиграть в руки, находили на картинке, узнавали среди разных предметов объединенных одной темой.
Выявление знаний цифр, соотношение числа и цифры происходит с определенными трудностями. Цифры разного размера в начале учебного курса не осознаются как одинаковые, обучающийся показывает разные блоки: по цвету, по форме, по размеру и только потом начинает соотносить число и цифру. Выявление знаний цифры и количества, обозначаемых ею предметов, происходит также с проявлением определенных трудностей.
Спокойнее и легче происходит обучение с группой одинаковых предметов, которые не меняются определенное время. Полученные навыки позволяют обучающемуся на уровне тактильных ощущений усваивать предлагаемый учебный материал.
После выявления знаний цифр и соотношении числа и цифры, приступаю к выявлению знаний о геометрических фигурах, опираясь на знание цифр и чисел. Сравнение по цвету, форме и размеру.