Актуальные вопросы в воспитании дошкольников
на русских народных традициях
Ефременко Ольга Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ д/с№41
Санкт-Петербура
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта (т.е. в трансмиссии культуры), иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависит от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.
Традиционное общество в течение веков выработало оптимальную систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и воспитанию полноценных членов социума.
Считалось, что подобно тому, как гончар из куска глины формирует и шлифует свои изделия, так и родители (да и общество в целом) обязаны воспитывать, «доводить до ума» детей, создавая социально приемлемую «форму» преемников.
Ребенка постепенно, целенаправленно и органично приобщали не только к труду, хозяйству в рамках традиционной культуры, но и к принятым нормам поведения, ко всему комплексу духовной культуры данного сообщества.
Основанная на многовековой традиции народная педагогика была направлена, прежде всего, на воспитание ЧЕЛОВЕКА. Это была целостная, единая педагогическая система, по комплексности воздействий которой на ребенка, по многоплановости и высокой эффективности результатов не имеющая аналогов в современных педагогических новациях.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных зарубежных традиций и культурных ценностей, что угрожает российской культуре. Поэтому воспитания детей дошкольного возраста в русских традициях на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал символами каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было, и остаются традиции, передаваемые из века в век, из семьи в семью.
Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращается к о опыту предков.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок входя в современный мир попадают под заботу и внимание своих родителей в соответствии с их возможностями и пониманием. Однако традиционным в их действиях является говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева, В.П. Ватаман и др.).Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методик воспитания дошкольников в русских традициях. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Общетеоретические вопросы воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.
Некоторыми аспектами воспитания дошкольников в русских традициях Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.
В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой, «Что за прелесть эти сказки» В.П. Ватаман и много других.
Остро чувствуя недостатки действующей государственной образовательной "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" под редакцией М.А.Васильевой, ведущие педагоги-дошкольники Красносельского района города Санкт-Петербурга также предприняли попытки восполнить этот пробел своими творческими работами (детские сады № 41, №4, № 23 и другие). Очень жаль, что все их наработки остаются достоянием их собственных коллективов. Ведь тем, кто только начинает работу в этом направлении, очень важно опираться на опыт своих единомышленников.
Но и в этих программах также не существует четко разработанного конкретного содержания методик воспитания детей в русских традициях, нет определения и качественных характеристик данного процесса. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы достижения цели, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.
И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями русских традиций в воспитании дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками воспитания детей в русских традициях.
Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики воспитания детей в русских традициях.