Конспект занятия в подготовительной группе
Космос
Рябыкина Ольга Вячеславовна
Цель: обобщить представления о космосе
Задачи:
- закрепить знания детей о Солнечной системе
- активизировать словарь детей
- развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы
- воспитывать у детей умение слышать и слушать друг друга
Приемы: введение персонажа( Звездочет), музыкальное сопровождение
Развивающие упражнения « Сложи звезду», « Построй ракету» , « Собери слова»
Методы:
Словесный: ( беседа, рассказ, обсуждение)
Наглядный: ( презентация- слайды, схема маршрут- путешествие, предметные картинки, опыты)
Практический: графический диктант
Игровой: ( игровой материал: , имитация действий и движений)
Демонстрационный материал: костюм звездочета, телевизионная презентация ,
схема маршрута путешествия
Раздаточный материал: счетные палочки, листы в крупную клетку, простые карандаши, цветные карандаши, геометрические фигуры, магнитные доски с буквами
Восп-ль: Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями.
А теперь слушайте внимательно: сегодня нас ждет путешествие по
космическому царству. И сегодня к нам в гости пришел…
Появляется звездочет.
Звезд-т: Здравствуйте, ребята. Я слежу за вашими успехами. Я видел, как вы
наблюдали за солнцем, звездами, луной. Показ слайдов.
Вы такие любознательные! Вам нравится путешествовать по моему космическому царству?
Дети: да!
Звезд-т: А какое оно мое царство? Попробуйте его описать.
Дети: холодное, темное, мерцающее, блестящее, огромное.
Восп-ль: А вы знаете кто летает в космос?
Дети: космонавты ( Беседа сопровождается показом слайдов)
Восп-ль: Самыми первыми полетели в космос?
Дети: собаки: Белка и Стрелка
Восп-ль: А первым человеком был?
Дети: Юрий Гагарин
Звезд-т: А где космонавты проходят подготовку к полетам?
Дети: В центре подготовки космонавтов.
Восп-ль: Ребята, а все желающие могут стать космонавтами?
Дети: Только здоровые, смелые, закаленные.
Звезд-т: Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать.
Быть проворным и умелым
Очень ловким, очень смелым.
Восп-ль: Ребята, давайте с вами поиграем в игру « Скажи наоборот»
Я буду называть качества, а вы к моему слову подбираете другое слово,
противоположное .( педагог бросает мяч ребенку, называя слово.
Ребенок называет слово и бросает мяч педагогу.)
Ленивый- трудолюбивый
Злой- добрый
Слабый- сильный
Медленный- быстрый
Неряшливый- аккуратный
Грустный- веселый
Трусливый- смелый
Неуклюжий- ловкий
Звезд-т: Какие вы молодцы! Я не ошибся, вы действительно очень умные!
Поэтому я вас хочу пригласить в необычное космическое путешествие.
Вас ждут интересные приключения, различные испытания.
Восп-ль: Я предлагаю вам провести небольшую разминку.
Физкультминутка.
Мы пойдем на космодром ( шагают)
Дружно, в ногу мы идем
Ждет нас быстрая ракета ( руки над головой, продолжают шагать)
Для полета на планету
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку ( остановится и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз
Вправо, влево наклонись,
Головою покружи и лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг.
А теперь прыжки. Вот так!
Звезд-т: А на чем же мы отправимся в космическое путешествие?
Ребята, пройдите на свои места и спроектируйте нашу будущую ракету.
( Предлагаются геометрические фигуры)
Дети: Мы придумали ракету
Корабля быстрее нету
Приглашаем всех в полет
Нас ракета понесет!
Звезд-т: Хотите узнать, как происходит, что ракета взлетает в космос?
Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами .А потом разжимаю пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик уходит. Наш шар летел как ракета- он двигался вперед, пока в нем был воздух. По такому же принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Восп-ль: Атеперь мы должны определить маршрут.
( Обращается внимание детей на карту - схему.На схеме- названия планет)
Итак, маршрут определен. Занимаем места на ракете, закрываем глаза, считаем в
обратном порядке. 10,9,8,7,…1- пуск! К звездам начинаем путь!
( Дети изображают полет в космическом корабле, смотрят в бинокль,
изображают невесомость).
Звезд-т: У нас первая посадка. ( Обращается внимание на карту- схему).
Найдите первую остановку и прочитайте ее название.
Остановка « Звездная»
Звезд-т: Ребята, что вы знаете о звездах?
Дети: Это огромные, раскаленные шары, которые состоят из газа
Восп-ль: Сколько звезд на небе?
Дети: Много.
( Показ слайдов- звезды)
Восп-ль: Звезды, сияющие в ночном небе - тела из раскаленного газа. Звезды
излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.
Цвет звезд зависит от их величины и температуры.
Восп-ль: А что вы запомнили о звездах?
Дети:
1-ый реб-к: еще в далекие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звезды располагаются в определенном порядке, их можно объединить в созвездия.
2-й реб-к: самое известное созвездие- Большая Медведица. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой.
3-й реб-к: Рядом с большой Медведицей находится созвездие Малой Медведицы, которое тоже похоже на ковш, только поменьше.
Звезд-т: Молодцы! А теперь я предлагаю вам сложить звездочки из счетных палочек.
Д/ игра « Собери звезду»
Звезд-т: Ну что ж, с этим испытанием справились хорошо.
Д/игра « Семейка слов»
Восп-ль: Давайте образуем слова одной семейки к слову «звезда»
Как можно назвать ласково звезду?
Дети: звездочка
Если на небе много звезд, то мы скажем, какое оно?
Дети:( звездное)
Как называется корабль, который летит к звездам?
Дети: звездолет
Восп-ль: Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее звездам?
Звезд-т: Молодцы, с заданием справились!
А сейчас отправляемся на следующую планету . Садимся на ракеты!
Дети: Раз, два, три, ремни пристегни
Ракета ввысь лети,
Космонавт, глубже дыши.
Посмотри в иллюминатор, друг,
Чудеса одни вокруг!
( Дети читают стихотворение и выполняют движения по тексту).
Остановка « Солнечная семейка»
Восп-ль: Это родной дом нашей планеты Земля. У Земли под названием Солнце ,есть большая дружная семейка. Девять детишек разного возраста. Что же это за детишки?
Дети: планеты
Звезд-т: Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд?
Дети: звезды состоят из раскаленных газов, а планеты из твердых , жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звезды имеют свое постоянное место.
Звезд-т: Какие планеты вы знаете?
Дети называют.
Восп-ль: Предлагается задание. Представьте себе, что планеты поссорились и доказывают, что она самая лучшая.
Диалог детей и показ слайдов воспитателем.
Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она каменистая.
Венера - покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара . Это самая яркая планета.
Земля - есть вода, кислород, растения, животные, т.е это единственная планета в солнечной системе, на которой существует жизнь. Жизнь на Земле возможна потому, что у нашей планеты есть плотная атмосфера, в которой присутствует кислород.
Марс - четвертая планета от Солнца, покрыта красными песками.
Юпитер - Самая большая планета Солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.
Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами. У Сатурна много спутников, а самый большой -Титан.
Уран- планета зеленого цвета
Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.
Плутон – самая дальняя планета.
Проводится опыт.
Звезд-т: вокруг Солнца вращаются 9 планет. Чем же солнце удерживает все 9 планет вокруг себя? Представьте себе, что желтая палочка-Солнце, а 9 шариков на ниточках -планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу,если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю Солнечную систему?
Дети: Солнцу помогает вечное движение.
Звезд-т: Правильно, если солнышко не будет двигаться, вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.
Восп-ль: А сейчас я предлагаю поиграть. Займите соответствующее место в Солнечной системе.
П/ игра « Солнечная система»
В центре встает ребенок-Солнце, вокруг дети- планеты. По сигналу планеты начинают вращаться вокруг Солнца.
Дети: Кружится хоровод планет
И каждой свой размер и цвет
Для каждой путь определен
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Восп-ль: Ну что ж, нам нужно расставаться с Солнечной семейкой и отправляться дальше.
Остановка « Загадочная»
Звезд-т: На этой остановке вас ждут загадки . Прежде, чем ответить, подумайте хорошенько!
Воспитатель и звездочет загадывают загадки детям.
Восп-ль:1.-Голубая простыня весь свет покрывает ( небо)
Звезд-т: 2.У каждой планеты есть что-то свое,
Что ярче всего отличает ее.
Его непременно узнаешь в лицо-
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Ученые вот как решили вопрос:
когда-то давно там замерзла вода,
И кольца его из снега и льда. ( Сатурн)ил
Восп-ль:3. Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно...
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей,нету (Земля)
Ответы детей сопровождаются показом предметных картинок педагогом.или слайдов.
Звезд-т: Ну что же и с этим заданием справились.
Снова полетели дети на космической ракете.
Остановка « Будь внимательнее»
Звезд-т: А теперь задание.
Игра « Собери слова»
Дети делятся на две команды.
1 команда c восп-лем составляет слова: Уран , Марс
2 команда со звездочетом- Луна, Земля.
Звезд-т: Молодцы! И с этим заданием справились успешно!
Восп-ль: А теперь давайте поиграем в пальчиковую гимнастику.
По порядку все планеты назовет любой из нас
Раз- Меркурий
Два- Венера
Три- Земля
Четыре- Марс
Пять- Юпитер
Шесть- Сатурн
Семь- Уран
За ним Нептун. Он восьмой идет по счету,
А за ним уже потом, и девятая планета,
Под названием Плутон.
Звезд-т: Ну что же, дальше отправляемся. Следующий курс
Остановка « Фантастика»
Восп-ль: А сейчас будьте внимательны, выполним диктант.
Дети выполняют графический диктант
Звезд-т: Как вы думаете, как могут выглядеть космические пришельцы?
На кого они похожи?
Дети: на роботов, на Лунтика, у них на голове антенны, прикреплено много
разных датчиков.
Восп-ль: подрисуйте антенны и разукрасьте вашего инопланетянина
( Дети рисуют, звучит музыка.)
По окончании демонстрация графического диктанта
Звезд-т: С инопланетянами мы познакомились, ребята.
Возвращаться нам пора, улетаем, детвора!
Звучит музыка. Дети выполняют движения под музыку.
Дети читают стихотворение:
Вот и наша Земля
Вот и наши поля
Здравствуйте, моря соленые,
Здравствуйте, луга зеленые,
Мы с полета возвратились!
И на Землю приземлились!
Ждет веселый наш отряд
И каждый встрече нашей рад!
Воспитатель и Звездочет хвалят детей.