Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптация детей в детском саду

Давыдова Наталья Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ д/
c №26
комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик достаточно многочисленны. Но наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации к детскому саду сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка,- это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Многое здесь зависит от нас, педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Традиционно под адаптацией понимают привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервно-психического напряжения. Постоянно находиться на грани стресса долго нельзя. Поэтому в скором времени ребенок или , в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния. К примеру, дети отказываются от еды, меняется эмоциональное состояние, нарушается сон ( дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый). Иногда можно отметить и более глубокие расстройства: повышение температуры тела, изменения характера стула, нарушение некоторых приобретенных навыков ( ребенок перестает проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей; другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателя, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определенные группы, к которым принадлежит ребенок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребенок, будет строиться работа с ним.

Поскольку успех адаптационных мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и сотрудников детского сада, необходимо, чтобы родители соблюдали некоторые общие правила в период адаптации:

· Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень замечательно, что он дорос до сада и стал таким большим.

· Уходя, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

· Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей).

· Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

· НЕ забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.

· Важно создать спокойную, бесконфликтную обстановку для него в семье.

· НЕ увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в гости и т. д. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

· Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям об индивидуальных особенностях малыша, до того как возникли проблемы.

· НЕ кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

· Формируйте у малыша навыки самообслуживания. Побуждайте его самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем.

· Необходимо создать для ребенка в воскресные дни дома такой же режим, как и в детском учреждении.

· При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

В этот непростой для всех период жизни вам надо просто любить ребенка, каким он есть, и показывать ему вашу безусловную любовь.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»