Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль театрализованной деятельности
 в развитии речи дошкольников

Зенкова Елена Павловна
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте .  Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык  и  учится общению.
      Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она  и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”. Сюжетами игр-драматизаций   служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
 Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Основная трудность в работе с детьми 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. В группе есть дети , которые плохо говорят, не проговариваю слова, звуки. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Она  направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти.
Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выработанной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
В нашей группе мы создали театрализованный уголок. Пальчиковый театр представлен куклами-головками,  сшитыми из ткани. Они маленькие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Приобрели  много  кукол театра «Би-ба-бо», пошили  шаговый театр, фигурки для фланелеграфа, сделали вместе с детьми театр на шпателях. Дети с большим удовольствием используют в своей игре плоскостной и объёмный театр. Оформили теневой театр. Большим спросом у ребят пользуются театр-конструктор и магнитный театр. Это современно и интересно детям.
В старшем возрасте дошкольники самостоятельно изготавливают фигурки персонажей из бросового материала. Мы вместе с детьми сделали кукол-животных из коробочек  под молоко. Родители активно помогают в пошиве костюмов и изготовлении атрибутов для театрализации.
Чтобы детям легче было запомнить сказки, рассказы, мы изготовили мнемотаблицы по сказкам, приобрели дидактические игры «Расскажи сказку», «В гостях у сказки», «Путешествие по сказкам».  В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: заяц – трусливый,  лиса – хитрая, волк – злой и т.д. Сказки служат первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария. Театрализацию  мы широко используем и в работе семейного клуба, на встречах которого показывают сказки и инсценировки родители для детей, дети для родителей, но больше всего пользуется популярностью совместное творчество.
В итоге проведённой работы можно  с уверенностью  сказать, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, устанавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной речью). Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но и средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника.
 
Список литературы:
  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
  2. Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М., 1997.
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
  4. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр//Дошкольное воспитание. – 1989

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»