Обобщающее занятие по речевому развитию
Осень
Мубаракшина Диляра Наилевна,
воспитатель ГБДОУ д/с №27
Калининского района Санкт-Петербурга
Задачи: 1. Развитие логики.
2. Пополнение словаря.
3. Применение в речи антонимов, эпитетов.
Оборудование: 1. Схема для отгадывания загадки.
2. Картинки с изображением осени.
3. Полоски разной длины и цвета для обозначения частей
суток.
4. Корзинка с овощами и фруктами.
5. Посуда (кастрюля, банка, стакан, блюдо).
Предварительная работа:
- Наблюдение за погодой, изменениями в природе.
- Рассматривание овощей и фруктов.
- Отгадывание загадок.
- Проба овощей и фруктов на вкус.
- Рассматривание картин «Уборка в поле» и «Наш сад».
- Слушание стихотворения «Однажды хозяйка с базара пришла».
- Дидактическая игра «Продуктовый магазин».
- Лепка из пластилина овощей и фруктов.
- Рисование овощей и фруктов.
- Аппликация овощей и фруктов.
- Коллективные работы: «Ранняя осень», «Наша яблоня».
- Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».
- Осенний хоровод (про орехи и грибы).
Ожидаемые результаты: Умение выражать свои мысли с применением оборотов речи: эпитетов, антонимов.
Ход занятия:
Воспитатель: спросить у детей: Когда они пришли в детский сад?
Дети: Один ребёнок ответил, что пришёл, когда было темно, а вот Лизонька пришла, когда стало светло.
Музыкальная пауза.
Воспитатель: Хорошо, что все собрались. Поводим осенний хоровод (дети поют).
Воспитатель: Посмотрите на схему (схема на мольберте). Это загадка:
«Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает –
Когда это бывает?»
Воспитатель: Почему пусты поля?
Ответ детей.
Воспитатель: Почему мокнет земля?
Ответ детей.
Воспитатель: Как изменяется день?
Ответ детей.
Воспитатель: Покажите полосками долготу дня.
Ответ детей: длинная полоска – ночь, а короткая – день.
Воспитатель: Когда это бывает?
Ответ детей: Это бывает осенью.
Воспитатель: Покажите картинки с изображением осени.
Дети находят и показывают картинки с изображением осени.
Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Что лишнее?»
Воспитатель: Погода осенью изменчива. Это мы сейчас покажем выражением своего лица:
м Тучи нахмурились – лицо печальное, грустное
и Блеснула молния,
м Грянул гром,
и Полил дождь.
к Выглянуло солнышко – выражение радости.
а
Воспитатель: Нам осень приготовила подарок, найдите его.
Игра «Горячо-холодно», дети ищут и находят корзинку с муляжами овощей и фруктов.
Воспитатель: Что вы видите на столе?
Ответ детей: Посуда (кастрюля, банка, кружка, блюдо).
Воспитатель: (усложнение): Нужно угадать предмет наощупь, загадать про него загадку и положить в нужную посуду.
Ребёнок: нащупывает капусту, загадывает загадку:
Сто одёжек
И все без застёжек.
Относит и кладёт в кастрюлю.
Дети так же поступают с другими муляжами:
если овощ – в кастрюлю, если фрукт – в банку.
Воспитатель: Что приготавливают из овощей?
Ребёнок отвечает. Дети хором спели конец песенки про хозяйку: «И суп овощной оказался неплох».
Воспитатель: Что можно приготовить из фруктов?
Ответ детей: Компоты, варенье.
Воспитатель: Значит, если убрать урожай вовремя, продуктов хватит на весь год?
Воспитатель: Есть такая пословица: «Осенний день год кормит».
Дети повторили.
Воспитатель: Как можно назвать осень? Какая она?
1-й ребёнок: Осень золотая.
2-й ребёнок: Осень дождливая.
3-й ребёнок: Осень хмурая.
4-й ребёнок: Осень пасмурная.
5-й ребёнок: Осень богатая (урожаем).
6-й ребёнок: Осень щедрая.
Воспитатель: Я знаю, что все дети щедрые, и вы – тоже, поэтому мы пригласим своих друзей на Праздник осени и щедро угостим их своими пирогами.