Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в области художественно-эстетического воспитания

Мартьянова Екатерина Борисовна

Использование дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности – это связь игры и художественного творчества.

Одна из главных задач дидактических игр – эстетическое воспитание детей. Достигается оно путем развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета. Изобразительное творчество как продуктивный вид деятельности создает все условия для совершенствования зрительного восприятия у детей. Понятия «форма» и «цвет» – это первое, что должны знать дети. Для правильного восприятия формы предмета ее следует соотнести с соответствующим геометрическим образом. Восприятие цвета связано с выделением элементов, из которых состоит цветовое сочетание, и связей между ними. Дидактические игры помогают решить эти задачи.

Длительность одной игры – 5-8 минут. Объяснение содержания должно быть кратким, понятным и эмоциональным. Воспитатель знакомит с правилами игры. Все дидактические игры должны быть согласованы с определенными последующими темами изобразительной деятельности.

Рассмотрим несколько игр.

Лото. «Знаешь ли ты деревья?»

Задача – совершенствование наблюдательного опыта и зрительной памяти детей.

Материал. Набор карточек с изображениями деревьев: березы, ели, сосны, дуба, рябины, осины, лиственницы и черемухи.

Содержание. Дети получают набор карточек с шестью изображениями деревьев. Воспитатель предупреждает, что выигрывают самые внимательные и наблюдательные, затем читает загадку о сосне. Ребенок, у которого на карточке есть изображение сосны, должен закрыть его фишкой, и т.д., до тех пор, пока воспитатель загадает все свои загадки.

Загадки о деревьях.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой. (Береза.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Её всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница.)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (Сосна.)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха.)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

Воспитатель читает загадку, и на счет «раз, два, три» дети должны поднять карточку с изображение отгадки. Если ребенок поднял карточку с неправильной отгадкой, то обратно крадет ее в набор. А тот, кто отгадал загадку верно, откладывает свою карточку в сторону. Выигрывает тот, у кого в наборе не останется ни одной карточки.

Игра «Палитра осени».

Эта игра связана с осенней тематикой.

Задача: развивать зрительную память, цветовую зоркость; формировать знания по цветоведению (названия цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы красками и кистью.

Материал. Карточки-задания с указанием, какие цвета нужно смешать, чтобы получить третий, и наоборот.

Содержание. Каждый ребенок получает карточку, на которой он должен выполнить задания:

1) два круга раскрашены: один желтый, а другой коричневый, между ними поставлен знак «+», третий круг остается нераскрашенный.

Дети смешивают на палитре два цвета, получают третий и раскрашивают им круг.

2) круг раскрашен цветом начала осени – зеленовато-желтым, рядом с ним два нераскрашенных круга, соединенные знаком «+».

Дети должны раскрасить их зеленым и желтым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить зеленовато-желтый.

Примечание. Чтобы детям было интересно, можно создать игровую ситуация: дождем нечаянно смыты цвета с некоторых осенних листьев, надо восстановить их цвет. Кружки – это листочки деревьев.

Эстафета. «Веселый узор».

Игра проводится перед работой над созданием узора из ягод (приемом тычка) и листьев (приемом примакивания) в полосе.

Задача – закрепить навыки работы приемом тычка и примакивания (прикладывания).

Материал. Узор-образец, состоящий из ягод и листьев: ряд из трех ягод, ряд из трех листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т.д.

Содержание. Детей делим на команды. Перед каждой командой приклеивается чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде воспитателя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда и выполняют приемом тычка первую полосу узора, которого должны будут придерживаться все остальные участники эстафеты. Затем выходят вторые представители команд и выполняют второй ряд узора, состоящий из трёх листьев, приемом примакивания (прикладывания), задавая расстояние между рядами узора. Следующие участники игры выполняют ряд узора из трёх ягод и т.д. И так последовательно каждый выполняет свою часть задания.

Правило. Участник эстафеты выполняет свой ряд узора только тогда, когда предыдущий закончит и сядет на свое место.

Выигрывает та команда, в которой правильно, красиво и быстро справились с работой, не нарушая правила игры.

Игра. «Что бывает весной?»

Задача – развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Материал. Карточки с изображением различных признаков времен года.

Содержание. Воспитатель демонстрирует карточки с признаками разных времен года, среди которых дети должны определить признаки весны (проталины, появление первых листочков на деревьях, прилет птиц, появление первоцветов и др.).

Правило. Дети должны сидеть на стульях, руки держать на коленях. При показе карточки с изображением признака весны дети хлопают в ладоши. Если ребенок неверно определил признак весны, он выбывает из игры. Остальные продолжают игру.

Данные дидактические игры помогут детям совершенствовать наблюдательность, развивать цветовую зоркость и использовать различные способы рисования.

Список литературы:

1. Зеленина Е.А. Дидактические игры и упражнения на уроках ИЗО. –Начальная школа, № 11, 1990.

2. Сборник загадок / Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»