Дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в области художественно-эстетического воспитания
Мартьянова Екатерина Борисовна
Использование дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности – это связь игры и художественного творчества.
Одна из главных задач дидактических игр – эстетическое воспитание детей. Достигается оно путем развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета. Изобразительное творчество как продуктивный вид деятельности создает все условия для совершенствования зрительного восприятия у детей. Понятия «форма» и «цвет» – это первое, что должны знать дети. Для правильного восприятия формы предмета ее следует соотнести с соответствующим геометрическим образом. Восприятие цвета связано с выделением элементов, из которых состоит цветовое сочетание, и связей между ними. Дидактические игры помогают решить эти задачи.
Длительность одной игры – 5-8 минут. Объяснение содержания должно быть кратким, понятным и эмоциональным. Воспитатель знакомит с правилами игры. Все дидактические игры должны быть согласованы с определенными последующими темами изобразительной деятельности.
Рассмотрим несколько игр.
Лото. «Знаешь ли ты деревья?»
Задача – совершенствование наблюдательного опыта и зрительной памяти детей.
Материал. Набор карточек с изображениями деревьев: березы, ели, сосны, дуба, рябины, осины, лиственницы и черемухи.
Содержание. Дети получают набор карточек с шестью изображениями деревьев. Воспитатель предупреждает, что выигрывают самые внимательные и наблюдательные, затем читает загадку о сосне. Ребенок, у которого на карточке есть изображение сосны, должен закрыть его фишкой, и т.д., до тех пор, пока воспитатель загадает все свои загадки.
Загадки о деревьях.
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Береза.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна.)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха.)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
Воспитатель читает загадку, и на счет «раз, два, три» дети должны поднять карточку с изображение отгадки. Если ребенок поднял карточку с неправильной отгадкой, то обратно крадет ее в набор. А тот, кто отгадал загадку верно, откладывает свою карточку в сторону. Выигрывает тот, у кого в наборе не останется ни одной карточки.
Игра «Палитра осени».
Эта игра связана с осенней тематикой.
Задача: развивать зрительную память, цветовую зоркость; формировать знания по цветоведению (названия цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы красками и кистью.
Материал. Карточки-задания с указанием, какие цвета нужно смешать, чтобы получить третий, и наоборот.
Содержание. Каждый ребенок получает карточку, на которой он должен выполнить задания:
1) два круга раскрашены: один желтый, а другой коричневый, между ними поставлен знак «+», третий круг остается нераскрашенный.
Дети смешивают на палитре два цвета, получают третий и раскрашивают им круг.
2) круг раскрашен цветом начала осени – зеленовато-желтым, рядом с ним два нераскрашенных круга, соединенные знаком «+».
Дети должны раскрасить их зеленым и желтым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить зеленовато-желтый.
Примечание. Чтобы детям было интересно, можно создать игровую ситуация: дождем нечаянно смыты цвета с некоторых осенних листьев, надо восстановить их цвет. Кружки – это листочки деревьев.
Эстафета. «Веселый узор».
Игра проводится перед работой над созданием узора из ягод (приемом тычка) и листьев (приемом примакивания) в полосе.
Задача – закрепить навыки работы приемом тычка и примакивания (прикладывания).
Материал. Узор-образец, состоящий из ягод и листьев: ряд из трех ягод, ряд из трех листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т.д.
Содержание. Детей делим на команды. Перед каждой командой приклеивается чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде воспитателя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда и выполняют приемом тычка первую полосу узора, которого должны будут придерживаться все остальные участники эстафеты. Затем выходят вторые представители команд и выполняют второй ряд узора, состоящий из трёх листьев, приемом примакивания (прикладывания), задавая расстояние между рядами узора. Следующие участники игры выполняют ряд узора из трёх ягод и т.д. И так последовательно каждый выполняет свою часть задания.
Правило. Участник эстафеты выполняет свой ряд узора только тогда, когда предыдущий закончит и сядет на свое место.
Выигрывает та команда, в которой правильно, красиво и быстро справились с работой, не нарушая правила игры.
Игра. «Что бывает весной?»
Задача – развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Материал. Карточки с изображением различных признаков времен года.
Содержание. Воспитатель демонстрирует карточки с признаками разных времен года, среди которых дети должны определить признаки весны (проталины, появление первых листочков на деревьях, прилет птиц, появление первоцветов и др.).
Правило. Дети должны сидеть на стульях, руки держать на коленях. При показе карточки с изображением признака весны дети хлопают в ладоши. Если ребенок неверно определил признак весны, он выбывает из игры. Остальные продолжают игру.
Данные дидактические игры помогут детям совершенствовать наблюдательность, развивать цветовую зоркость и использовать различные способы рисования.
Список литературы:
1. Зеленина Е.А. Дидактические игры и упражнения на уроках ИЗО. –Начальная школа, № 11, 1990.
2. Сборник загадок / Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.