Развитие речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники
Исламова Людмила Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ д/с №58
Санкт-Петербурга.
Речь является формой общения людей посредством языка.
Каждый ребенок имеет потребность в общении с самого раннего возраста, потому как общение служит источником полноценного развития речи и важнейшим фактором становления личности.
Хоть мы и живем в эпоху огромной доступности информации, зачастую речь дошкольника находится на примитивном уровне. Им не хватает словарного запаса, страдает дикция, они испытывают затруднение в логическом завершении предложения, пересказ простейшего текста дается с трудом.
Поэтому роль педагога-воспитателя в становлении речи дошкольника достаточно велика. Очень важно правильно мотивировать ребенка. А это порой непростая задача.
Подойдя сознательно к этому вопросу, целью моей воспитательной деятельности стало развитие связной речи и мышления дошкольников с использованием мнемотехники.
За основу я взяла слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: « Запоминание, основанное на понимании – самое прочное».
С детских лет мы используем приемы мнемотехники, даже не осознавая этого. Примером может служить запоминание цветов радуги. При котором, по первым буквам простого предложения «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», мы без труда восстанавливаем последовательность цветов.
А как на счет всем известного выражения "завязать на память узелок". В этом и есть основа любой мнемотехники. Само понятие не так часто фигурирует в обычной жизни.
Мнемотехника или мнемоника - это техника, позволяющая запоминать большой объем информации, путём выстраивания ассоциативных связей, используя естественные механизмы памяти мозга и позволяя полностью контролировать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации. Информация всегда преобразовывается и перестраивается, поэтому незначимые данные забываются.
Память связывает прошлое конкретного ребенка с его настоящим и будущим, являясь важнейшей предпосылкой обучения и развития дошкольника. В детском возрасте запоминание какой-либо информации основано на интересе, эмоциях и носит непроизвольный характер. От этого зависит прочность запоминания материала. Вся информация удерживается в памяти без особого труда и на длительный срок. Чья-то память хранит и воспроизводит зрительные образы, кому-то легче воспроизвести различные речевые и музыкальные звуки, а кто-то держит в памяти пережитые чувства и эмоции, которые могут влиять как положительно так отрицательно на запоминание информации. При формировании связной речи детей, вполне обосновано использование нетрадиционных методик, эффективность которых налицо, наряду с общепринятыми.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Эволюция мнемотехники начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам и завершается мнемотаблицами.
Если необходимо быстро запомнить большой объем информации, которую, казалось бы, запомнить невозможно, то предлагается использование специальных приемов, чтобы связать ее с уже существующей памятью.
Мнемоквадраты - первая ступень, где детям предлагают ознакомиться с простыми изображениями, обозначающими одно слово или словосочетание. Также могут состоять из 2-4 рисунков. Эффективность их применения наблюдается при воспроизведении небольших предложений. Таким образом, дети попадают во власть мнемотехники и начинают развивать речевую активность. Закрепив результаты, плавно переходим к мнемодорожкам. Благодаря дорожкам из 3-5 квадратов, выстроенных в горизонтальную линию, дошкольники с успехом рассказывают небольшие стихи, повторяют скороговорки и передают рассказ из 2-3 предложений. Завершающим и самым сложным этапом мнемотехники обозначим мнемотаблицы. Данные схемы применяются при заучивании стихов, обучении составлению рассказов, пересказов, а также отгадывании загадок.
Изначально схемы предлагает воспитатель или родитель, а впоследствии присоединяются сами дети. В этом совместном творческом процессе развивается не только речь и память, а еще и фантазия. Ребенок представляет предложенные образы в удобной для него форме.
В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяют семь основных задач: развитие речи, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи, формирование разговорной речи (диалог), монологическая речь (обучение рассказыванию), ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте детей.
Как показывает опыт - главной задачей развития связной речи детей является совершенствование монологической речи. Эту задачу можно решить через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; составление рассказов по картине; создание разнообразных творческих рассказов; заучивание стихотворений. Чтобы достигнуть хороших результатов, я решила использовать и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно приемы мнемотехники.
Применение мнемотехники в детском саду широко используется в разных образовательных областях, а так же при проведении режимных моментов с детьми (последовательность одевания и раздевания, последовательность умывания, правила поведения за столом); при обучении детей правилам безопасной жизни и здоровья детей.
Работа с родителями
Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени или желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор или компьютер. Все это оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком. Бывает и такое, когда родители, не компетентны в вопросах речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество воспитателя и родителей.
Для того чтобы взаимопонимание воспитателя и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи работы с детьми: ознакомить родителей с приемами обучения и развития речи; помочь им увидеть проблему речи у ребенка; убедить их в успехе освоения ребенком знаний и в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях. Помочь понять и обучить родителей приемам мнемотехники, для работы по развитию речи с детьми можно организовывая:
- дни открытых дверей для родителей, показывая на занятиях использование в работе мнемотаблиц и мнемокарт;
- родительские пятиминутки, где можно дать родителям индивидуальные рекомендации по каждому моменту работы;
-совместные мастер-классы по различным областям образовательной деятельности с применением мнетаблиц и мнемокарт;
-домашние задания;
- праздники и развлечения, где привлекаются для участия родители;
- домашние игротеки для совместных игр с детьми, способствующих развитию речи ребенка, в которые они могли бы поиграть в любое удобное время;
-оформления стендов для родителей, освещая события группы с практическими советами для родителей;
-написание статей для родителей, освещающих проблемы речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащения словаря, подготовки к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции;
-размещение информации на сайтах, предназначенных для родителей.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в обучающем процессе, предполагают установление между воспитателями и родителями доверительных отношений, а главное осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, контролируют и нацеливают на правильную и красивую речь, предлагают свою помощь и сотрудничество в обучении и воспитании детей. Все это, ко всему прочему, помогает решить многие внутри личностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей, формируются детско-родительские отношения.