Экологическое воспитание – это любовь к природе,
социальной нравственной жизни
Семенова Татьяна Евгеньевна,
воспитатель дошкольного образования педагог
по экологии высшей категории
Человек и природа...
Экология дошкольного возраста это
♦ нравственное отношения к природе
♦ формирование знаний экологий
♦ развитие умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее
♦ участие детей по уходу за растениями и животными, по охране природы.
Экологическое воспитание основа отношений человека к окружающему его миру природы , осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями гуманного отношения к природе являются:
> понимание бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
> норм поведения в природе и соблюдении их в практической деятельности быту;
> активное отношение к природе забота, умение оценить действие других людей .
Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Возрастные особенности дошкольников впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действием отношения детей к природе, выражая проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.). Овладеть навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Умение сопереживать, сочувствовать. причиняющие страдание. Очень важно показать детям, что отношение к природе является одним из важных, должны ее беречь и заботиться о ней.
Небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формирование доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
v растения и животные уникальные живые существа,
v понимание живыми существами и средой их обитания,
v приспособленности растений и животных к условиям существования;
vвсе живые существа на Земле связаны друг с другом ,друг другу нужны..
. Создать условия для общения детей с живой природой. А поддержание положительного состояния детей радость от работы, внимание воспитателя,( расцветший цветок и. тд.,) развивает чувства сострадания и сопереживания.
Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие.
Научить детей видеть красоту природы ,растительного мира, животного мира надо развивать эмоции и чувства .
Задача воспитателей и родителей дать понять ребенку как сохранить природу, сберечь то, что дано нам свыше, сохранить и приумножать ее красоту.
. У детей формируется нравственность и эстетика в экологическом понятии. Нравственное- значит прекрасное, природа есть та среда, без которой немыслимо человечество.
Для дошкольного возраста знакомство с эстетикой идеалом, с красотой является сказке .В сказке объединяются в отношении к природе доброе и прекрасное, злое и безобразное. Природа открывается только тем, кто способен ее воспринимать. Способность развивается в работе воспитания и обучения.
Младший дошкольный возраст.К трем годам дети имеют представление о временах года замечают изменения в природе и природными явлениями .Умеют отличать деревья от трав, листья от цветов, называют цвет , узнают овощи, фрукты, растения подражают голосам животных, птиц. Дети третьего года жизни начинают понимать что красиво-некрасиво, приятно-неприятно, нравится- не нравится . Малыши неспособны самостоятельно оценивать явления, усваивают в основном со взрослыми. Младшие дошколята стараются четко выполнять правила бережного, заботливого отношения к природе. Формировать нравственное представление о правилах поведения ,о хороших и дурных поступках. Доброжелательное отношение к природным явлениям, проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания: поливать цветы , кормить птиц(установить на участках, детских площадках кормушки) , кормить животных, не ломать кустарники, беречь все живое. В нашем обществе могут быть люди стремящие все вокруг испортить, разрушить и дети могут это увидеть и также могут сделать для этого мы есть взрослые (воспитатели, родители, учителя или случайные прохожие. Познавательные, эстетические и нравственные задачи воспитатель найдет в устном народном творчестве- в сказках. В три года они способны следить за развитием действий .Читая сказки Теремок, Колобок, Три медведя, и др. дают знания о природе, взаимоотношения людей с животными и растительном миром .Малыши эмоционально переживают события происходящие в сказках. Через сказку формируется нравственность.
Средний дошкольный возраст.В четыре года дети овладевают большим словарным запасом . В этом возрасте они различают форму , цвет предмета могут не только рассказать о признаках природы, времен года, но следят за природными изменениями .Дети рассказывают , передают опыт ,со свойствами природных явлений. Дети этого возраста способны внимательно следят за природными явлениями .Рассказывают об изменениях в природе , как ведут птицы или животные ,растения в той или иной области межсезонья . Четырех летние дети замечают красоту природы(осень -желтый , оранжевые цвета, зима –белый, голубой, синий, весна – зелены, .лето –яркие цвета).Четырехлетние дети эмоционально реагируют на экологические природные явления хотят рассказать, поделится отношением к природе. В этом возрасте сказка воспитывает отношение к природе .Усваивают сложные ,большие произведения , но и могут дать оценку тому или иному персонажу. Воспитание добра и зла , сопереживания о сюжете. Также дети этого возраста приобщаются к пословицам поговоркам . Активно отношение к природе посадка деревьев и уход за ними , полив цветов, забота о домашних питомцах. Ориентировать детей гуманности взаимоотношении с природой. Дети на пятом году проявляют способность самостоятельно само выражаться ,а это влечет за собой доводить дело до конца, развивать способность настойчивости ,уверенности и желании преодолевать трудности. ДИСЦИПЛИНИРОВАТЬ ребенка, формировать социальные требования к природе, учить бережно относится ко всему живому. Развивать воспитание творческого воображения через игру, приобщатся к искусству
.Старший дошкольный возраст. Познание окружающего мира, растительного. Дети старшего возраста накопили большой багаж о природе Расширяя и обогащая знания явлений в природе. Дети узнают повадки животных, различают по голосам птиц, съедобные и ядовитые грибы и травы .Понимают какое растение или гриб приносит пользу ,а какие нет. Дети способны видеть красоту природы, радоваться первому цветку распустившемуся, любоваться ими. Оценивать отношение не только и не просто к природе, но и к труду., к произведениям искусства ,к своим сверстникам. Накопление знаний о природе о явлениях, изменениях .Социально –экологическая среда отношение к природе всему тому что создано руками человека и самой природой.