Использование метода моделирования
в педагогическом процессе
Кулешова Мария Игоревна
Уже много веков моделирование используется в деятельности человека. Оно справедливо получило статус универсального метода, так как применяется фактически во всех сферах познания и преобразования природных и социальных объектов и процессов. Не является исключением и педагогическая наука, и практика, где моделирование зарекомендовало себя в качестве эффективного средства исследования и решения сложных проблем обучения, воспитания и развития детей.Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми с ОНР знания об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию.
Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей с ОНР к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Способ моделирования, благодаря своим особенностям, открывает перед педагогом детского сада ряд дополнительных возможностей при организации работы по формированию временных представлений детей с ОНР. Как указывал А.В. Запорожец «…При овладении способами использования моделей перед детьми с ОНР раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируется два тесно.
Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста с ОНР доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок с ОНР рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты».
В основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный̆ предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной̆ особенностью человеческого ума.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой̆ выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей̆ и наглядных моделей̆ развивает умственные способности дошкольников.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной̆ деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании[18,с.122-124].
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей̆ формой̆ и цветом напоминающие замещаемый̆ предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.
В работе с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который̆ предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.
Ознакомление с моделями и обучение детей̆ с помощью моделей̆, можно начинать уже со среднего дошкольного возраста. Когда дети уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.
Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с ОНР .
Наглядное моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей, каких либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются персептивные и практические действия.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) .
- коллаж.
В настоящее время используются следующие виды моделирования:
- сериационный;
- двигательный;
- временно-пространственный.
Работа начинается с простого – сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, белый кружочек – зайчик.
Вначале важно, чтобы дети «схватили», тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер, и он становится основанием для построения логики произведения). А затем детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный, а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым, белым; а если злой – черным и т. д.
Второй вид моделирования более сложный – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» пошел на охоту – поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика – значит, пришла лиса. И, наоборот, кот вернулся домой – к кружочку подставили квадратик.
Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.
Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.
Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.
Метод моделирования открывает для педагогической науки возможность математизации педагогических процессов. Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал.
Таким образом, метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передавать содержание работы.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.
Времена года (сезоны) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.