Роль игры в жизни ребёнка
Лебедева Татьяна Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ№27Калининского района
Играя, взаимодействуя с играми, открывается мир количественных , пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что любые виды деятельности должны стимулировать психическое развитие ребёнка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, т.е. те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.
Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В.Воскобовича и игры-головоломки. Благодаря этим играм у ребёнка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
Игра- это способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий. Расширяя сферу своего мышления, в игре ребёнок открывает новые свойства вещей, явлений, и получает о них более точные понятия.
При обучении игра рассматривалась как метод наряду с другими методами и приёмами. Особенно высоко ценятся игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, на которых изображались предметы окружающей ребёнка действительности. Такие игры особенно увлекают детей и пробуждают интерес к изучаемому материалу. Чтобы развивающая игра давала положительные результаты, надо её правильно подобрать и руководить ею.
Подбор развивающих игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.
Например, если основной задачей данной деятельности является закрепление знаний по составу числа, то и игра, включённая в эту деятельность, должна этому способствовать.
Важно соблюдать и определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Следует учитывать, что любая игра, включённая в математику или проводимая в свободное время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.
Если игра имеет несколько вариантов, то они должны быть расположены по возрастающей ступени трудности и следующий вариант должен быть дан детям только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий, менее сложный вариант игры.
Играя, дети с большим интересом считают, решают, запоминают название чисел, различают цифры и геометрические формы, лепят, чертят геометрические фигуры и т. д. Ценным здесь также является развитие эмоций детей: они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваются успеха в своей деятельности и проявляют отношение к её результатам.
Список использованных ресурсов:
Г. Любина « Игра- это работа ребёнка над самим собой ». Журнал «Ребёнок в детском саду» 6/2002
Т. И.Ерофеева « Как полюбить математику?» - Москва, 2002 г.