Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада

Волшебница-вода 

                        Фролова Елена Александровна,
воспитатель ГБДОУ №48
Кировского района Санкт-Петербурга

Программное содержание:

1.     Продолжать расширять знания детей о воде, ее свойствах: вода – это жидкость, не имеет вкуса, цвета, запаха, отсутствие собственной формы, растворяет некоторые вещества.

2.     Формировать представления о том, что вода бывает  жидкой, твердой (лед, снег), превращается в пар.

3.     Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

4.     Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность детей, стремление участвовать в экспериментах с водой.

5.     Развивать умственные операции: сравнение обобщение, умение анализировать, делать выводы, умозаключение, на основе использования схем.

6.     Закреплять умение работать с прозрачной посудой, растворами.

7.     Активизировать и обобщать словарь детей, за счет слов описывающих свойства воды: течет, журчит, льется, замерзает, переливается, плещется, прозрачная и другие.

8.     Воспитывать бережное отношение  к воде.

 

Предварительная работа:

Чтение сказок, рассказов познавательного характера, проведение опытов: превращение снега в воду, воды в лед, «Цветные льдинки», «Послушная водичка», «Тонет – не тонет» и другие.

 

Оборудование:

Маска  тучки на голову; фонтан, фрукты (апельсин, лимон); стакан с капельками пара; карточки в виде капелек с загадками; схемы; лёд;  эмблемы капелек; аудиозапись «Венский вальс»; прозрачные сосуды разной формы.

 

Раздаточный материал:

Стаканы с водой, с молоком, с сахаром, с солью, по две ложечки на каждого ребёнка.

 

Ход занятия:

 

-Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое - мокрое». Я буду произносить слово, если оно связано с водой - хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой (слова: лужа, дом, сосулька, снег, подушка, река, барабан, озеро, ручеёк, родник, карандаш, море). Молодцы!

Сегодня мы с вами будем говорить о воде и делать опыты с водой, как настоящие ученые. А сейчас закройте глаза (воспитатель надевает атрибут тучки).

Открывайте глаза:

-Я волшебница вода

Я на свете всех важней

Я волшебней всех на свете

Я на свете всех нужней.

Я пришла с сюрпризом к вам. У меня есть волшебное ведёрко, а в нём капельки с загадками. Хотите получить капельку и превратиться в них? Тогда  отгадайте загадки:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

То спокойная, то шумливая,

И широкая, и красивая.

Любят плавать в ней и нырять,

Огороды ,сады её водой поливать. (Река)

Рыбам жить зимой тепло,

Крыша - толстое стекло. (Лёд)

Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

В голубенькой рубашке течёт по дну овражка. (Ручей)

Лежало одеяло мягкое, белое.

Солнце припекло - одеяло потекло. (Снег)

Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог.

Нас он летом самый зной ледяной поит водой. (Родник)

В жаркий день самой желанной бывает. (Вода)

-Молодцы! Все загадки отгадали, в каждой загадке пряталась вода, ведь все загадки связаны с водой. Получайте капельки (прикрепляем эмблемы-«капельки»).

-Ребята, скажите, зачем людям нужна вода? (пить, пищу готовить, мыться, купаться и т.д.) В детском саду мы с вами любим умываться водой. Давайте поиграем - физкультминутка:

-Надо, надо нам помыться!

Где тут чистая водица?

Кран откроем: ш – ш -ш!

Руки моем: с –с -с!

Щёчки, шейку мы потрём

И водичкой обольём!

-Ребята, как вы думаете, вода живая?

-В воде обитает много живых организмов. Кто живёт в воде? (рыбы, растения, животные)

-А сейчас я хочу вам показать необычный предмет. Давайте рассмотрим его. (дети подходят к фонтану)

Что это? (ответы детей) Да, это фонтан. А что льётся в фонтане? Верно, вода. Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, течёт, бежит, льётся)

-Вы сказали, что вода льётся, течёт, значит вода - жидкость. Повтори (Вика, Аня, Никита) Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. (помещаем схему на магнитную доску)

-Ребята, посмотрите, что это? (пар и лёд) (Дети рассматривают лёд и пар и определяют, что вода может быть твёрдой и превращаться в пар – помещаем схемы на магнитную доску)

-Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы можете узнать продукт по запаху? Я сейчас проверю (дети нюхают с закрытыми глазами дольки апельсина и лимона и называют их) Вы всё правильно угадали, а теперь понюхайте воду, она чем-нибудь пахнет? (нет)

Значит, что можно сказать о воде?- Уводы нет запаха. Повторим (Настя, Олег, Лиза) (Схема)

-Дети, а конфеты вы любите? Почему вы их любите? (они вкусные, сладкие)

-А лимон какой на вкус? (кислый)

-Попробуй, Варя воду, она сладкая? (нет)

-Кислая? (нет)

-Значит, что можно ещё сказать о воде?

-У воды нет вкуса.(Схема)

Повторим, что обозначает эта схема (Вика, Максим, Диана)

Но иногда, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и говорит:  «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса её не чувствует.

-Теперь воспользуемся другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму (у всех сосудов разная форма)

-Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой.

-Посмотрите, что происходит с формой воды?

-Вода приобретает форму того сосуда, в который её наливают. В отличии от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы.(Схема)

-А теперь я хочу пригласить вас в нашу мини-лабораторию.

-Вы знаете, что делают в лаборатории!? (Проводят опыты, эксперименты.) В лаборатории нужно соблюдать правила: нужно быть аккуратными, внимательными и работать осторожно. Представьте себе, что вы юные учёные. У вас на столах стоят два стакана с жидкостью: в одном стакане -вода, в другом – молоко. Возьмите ложку и положите в стакан с молоком а другую ложку в стакан с водой.

-В стакане с молоком ложка видна ? (нет)

-А в стакане с водой ? (да, видна)

-Правильно, в стакане с водой ложку видно. Почему её видно?

-Потому, что вода прозрачная. Ребята, это ещё одно свойство воды – чистая вода всегда прозрачная. (Схема)

-Дети, посмотрите на подносах у вас стоят стаканы с разными веществами (напомнить правила безопасности: нельзя пробовать вещества на вкус)

-Возьмите стакан с красной полоской. Что в нём находится?

-Сахар.

Добавьте в стакан с сахаром воду и размешайте ложечкой. Что произошло с сахаром?

-Сахар растворился в воде.

-Возьмите стакан с жёлтой полоской. Что в нём находится?

-Соль.

-Добавьте в стакан с солью воду и размешайте ложечкой. 

- Что происходит с солью?

- Соль растворяется в воде.

-Вода может растворять некоторые вещества. (Схема)

-Вот сколько много мы узнали о воде. Давайте назовём свойства воды (по схемам): жидкость, может превращаться в лёд и в пар, безвкусная, без запаха, не имеет формы, прозрачная, растворяет некоторые вещества.

-Да, вода имеет много свойств, она настоящая волшебница.

-Давайте послушаем стихотворение о воде:

-Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, на плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё вам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!

-Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. (Схема)

-Воду надо экономно использовать, закрывать кран, не загрязнять водоёмы, убирать мусор по берегам рек.

- Капельки, нам пора отправиться в путь, напоить всё вокруг. Полетели капельки на землю:  попрыгали, попрыгали – скучно стало им поодиночке прыгать. Собрались они (парами) и потекли маленькими, весёлыми ручейками; встретились и стали одной большой рекой (в цепочке бег змейкой); плывут капельки, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (хоровод). А потом капельки вспомнили, что мама Тучка им велела домой вернуться. Вдруг пригрело солнышко, и стали капельки лёгкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.

Использование методической литературы:

Ж. «Ребенок в детском саду» №5 2011г стр. 70

Ж. «Дошкольное воспитание» №1 20012г, стр. 25-28; №7 2005 стр. 23, 24, 30, 37; №8 2006 стр. 22, 29;№7 2005 стр. 43;№ 5 2008 стр49; №6 2006 стр. 41.

Кн. Н.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с» стр. 57

Кн. С.Николаева «Методика экологического воспитания» стр 53

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»