Игра-путешествие
Откуда берутся грязнули
Мартьянова Екатерина Борисовна
Цель: Учить детей заботиться о своем здоровье и закрепить основные правила гигиены.
Программное содержание: Задача на познавательное развитие.
– дать понять о здоровом образе жизни;
– что надо делать, чтобы быть здоровым;
– развивать логическое мышление, внимание;
– закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима;
– продолжать формировать познавательные процессы через игру.
Задачи на речевое развитие:
– учить делать простейшие выводы, логические умозаключения;
– знакомство с детской литературой, понимание на слух стихотворные текстов детских произведений.
Задачи на социально-коммуникативное развитие:
– формирование позитивные установок к различным видам творчества;
– усвоение моральных норм и нравственных ценностей;
– воспитывать дружеские взаимоотношения во время совместной деятельности, умение выслушивать своих товарищей;
– овладение элементарные нормами и правилами здорового образа жизни.
Задача художественно-эстетического развития:
– прочитать произведение К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
Задача на физическое развитие:
– общая моторика через проведение динамической игры.
Оборудование: карта маршрута игры-путешествия в город Чистоты и Порядка, две куклы с длинными волосами, две расчески, банты, резинки для волос, две корзины большого конструктора, два обруча, два стульчика с детскими вещами (колготки, шорты, футболка, юбка, блузка, носки), два набора сюжетных картинок на тему «Режим дня», картинки мыла, расчески, вешалки.
Предварительная работа: разучивание стихов, чтение произведений К. Чуковского, рассмотрение сюжетных картинок на тему «Режим дня», просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Ход занятия:
Организационный момент: дети входят под музыку в группу.
Воспитатель. Сегодня мы, друзья, отправляемся в игру-путешествие. Приглашаем всех принять в ней участие: поиграть, пошутить, посмеяться. Итак, начинаем наше путешествие! Наш автобус отправляется. Ребята! Садитесь поскорее, занимайте места все те, кто любит порядок и чистоту. Наша первая остановка на станции Грязнулька.
Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику или крану с водой, чтобы умыться. Ногти их «черным бархатом обшиты». Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком.
Ребенок:
Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.
Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами. (Андрей Усачёв).
Воспитатель: Самым странным человеком на станции Грязнулька считался мальчик, о котором рассказал поэт Л. Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история».
Дети: 1. Жил на свете мальчик странный –
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите –нет.
2. Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер…
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.
3. Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите – верьте, хотите – нет.
4. Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите – верьте, хотите – нет.
5. Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
«Если мальчик будет грязным –
Будет он всегда здоров».
Вы мне верите?!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты?
Дети отвечают…
Воспитатель: Правильный ли диагноз поставили врачи?
Дети отвечают…
Воспитатель: Ученые определили, что волосы живут в среднем от двух до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12–15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с мылом.
А сейчас проведем конкурс «Причеши куклу». Приглашаем двух девочек сделать прическу для куклы.
Дети делают прически.
Воспитатель: Молодцы. Красиво получилось.
Дети: Ты расческу уважай,
А другим ей не давай,
Без неё, друзья мои,
Будем мы, как дикари.
Воспитатель: Внимание! Вы слышите сигнал отправления? Наше путешествие продолжается. На нашем пути встречается город Лентяйск. (Показывает на карте город Лентяйск).
Станция Грязнулька и город Лентяйск находятся близко друг от друга. Люди, проживающие в них, – дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, ребята, чем же они похожи?
Дети отвечают…
Воспитатель: Да, вы правы. Грязнульками бывают, как правило, ленивые люди. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один мальчик.
Дети: 1. Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
2. Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
3. Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй… («Петя мечтает», Б. Заходер).
Воспитатель: О чем мечтает мальчик?
Дети отвечают…
Воспитатель: Хорошо ли это?
Дети отвечают…
Воспитатель: Как мы можем этого мальчика назвать?
Дети отвечают…
Воспитатель: Мы не должны с него брать пример.
Продолжаем путешествие. Теперь наш путь к полустанку Угадай-ка. (Показываем на карте полустанок Угадай-ка).
На полустанке Угадай-ка живут очень любознательные люди. Здесь взрослые и дети любят читать книги. Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах.
Ребята, я вам прочту пословицы и поговорки, и мы объясним их значение:
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Дети отвечают…
Воспитатель: Чистота – лучшая красота.
Дети отвечают…
Воспитатель: Чисто жить – здоровым быть.
Дети отвечают…
Воспитатель: А сейчас, ребята, отгадайте загадки.
Мудрец в нем виде мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало).
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа).
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было
Что, ребята? (Мыло).
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам. (Зубная щетка).
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грузнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок).
Воспитатель: Внимание! Внимание! Мы въезжаем в город Чистоты и Порядка. Посмотрите вокруг, какие чистые и нарядные улицы, по которым мы проезжаем. (Показываем на карте город Чистоты и Порядка).
А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру. (Игра-эстафета).
Разделимся на две команды. У каждой команды корзина с большим конструктором, а напротив команд лежит большой обруч. Надо по команде воспитателя взять одну деталь из конструктора, отнести к обручу и поставить так, чтобы получился дом. Выигрывает та команда, которая первой построит дом, и он не разрушился.
Дети соревнуются.
Воспитатель: Сейчас мы находимся в городе Чистоты и Порядка, где жители города бережно относятся к своим вещам. Проведем конкурс «Кто аккуратней разложит вещи на стульчике?» Приглашаются мальчик и девочка. Надо разложить вещи аккуратно на стульчик, одежда для конкурса лежит на скамейке. По моей команде конкурс начинается.
Дети раскладывают одежду. Воспитатель проверяет и отмечает победителя.
Воспитатель: Порядок должен быть везде и во всем. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать режим дня.
Что такое режим дня?
Дети отвечают…
Воспитатель: Это распорядок дня, то, что мы должны обязательно выполнять каждый день. Например, каждое утро мы умываемся, чистим зубы, завтракаем, придя с прогулки мы обязательно моем руки, а перед сном – ноги… Проведем конкурс «Режим дня». Разделимся на две команды. Каждая команда получает карточки, где изображены различные процессы режима дня. (Воспитатель дает командам комплекты карточек). Попробуйте разложить карточки по порядку, одна за другой, так, как вы выполняете распорядок дня каждый день.
Дети раскладывают. Воспитатель проверяет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, путешествовали: побывали на станции Грязнулька, в городе Лентяйске, на полустанке Угадай-ка и в городе Чистоты и Порядка. Чтобы не быть грязнулей, что надо делать?
Дети отвечают…
Воспитатель вешает картинки мыла, расчески, вешалки.
Воспитатель: Чтобы быть чистюлями, мы будем мыться, расчесываться и аккуратно складывать свои вещи. Чисто жить – здоровым быть.
Список литературы:
1.Соколова Н.В. "Ира-путешествие..." –Начальная школа, № 6, 1986.
2. Сборник загадок / Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.