Что надо учитывать при выборе игрушек дошкольнику
Локатош Наталья Александровна
Куклы-монстры по общепринятой классификации игрушек относятся к агрессивным игрушкам для канализации агрессии, освоения социальных норм обращения с агрессией и отработки других негативных чувств. Функции игрушек – страшилок – справляться со своими страхами, испытывая удовольствие от того, что можешь напугать окружение.
Эти игрушки можно отнести к категории игрушек для идентификации в ролевой игре. На них можно легко проецировать личностные достоинства и недостатки. Куклы-монстры можно отнести и к игрушкам для символизации негативных чувств.
«В игре с этой игрушкой хорошо выражать агрессию, как с помощью игрушки на кого-то, так и на саму игрушку без страха наказания, ведь она же плохая, злая и опасная, и все-таки не ответит тем же» [1]
Особенность таких игрушек в однозначности выражения негативной эмоции и предназначена для нападения.
Современное массовое производство игрушек привело к натурализации и детализации игрушки. Технический прогресс сделал страшные игрушки привлекательными для покупателей.
Игрушки нового поколения имеют агрессивное направление, которое может оказать отрицательное влияние на психику ребёнка. Сегодня категория страшных игрушек представлена монстрами, киборгами, роботами со всевозможным оружием, насекомыми и животными устрашающего вида. К таким игрушкам относятся и куклы, имеющие утрированное или странное выражение лица. Эти куклы или сердятся, или плачут, или показывают язык, на лице у них могут безобразные гримасы.
Чтобы играть с такими игрушками, не нужно фантазировать. Современные игрушки привлекательные, но слишком сложные для понимания малыша. Часто бывает не понятно, какое существо изображает игрушка – животное, человека или машину. Представление о мире у ребёнка только начинает складываться, и в результате получается, что подобные герои, обладающие сверхчеловеческими способностями, становятся для малышей образцом для подражания. Ребенок берет пример с образов игрушек, у которых масками закрыты лица, или есть защита из «железной брони». Ребенок начинает думать, что таким и на самом деле должен стать человек. Непонятно также - какое внутреннее содержание отображают эти игрушки.
Шрек, Человек-паук, черепашки-ниндзя и прочие персонажи имеют устрашающую внешность, но преподносятся как положительные герои. При этом они постоянно дерутся и борются с похожими на них, но вроде бы «злыми « героями. Это все очевидно взрослому человеку, но не малышу. Получается, что положительный образ героя имеет агрессивные черты. Такие «положительные» герои дерутся, хулиганят, и ребенок запоминает такой стереотип поведения. Такие игрушки разрушают границу между добром и злом, хорошим и плохим. И в этом состоит их основная опасность.
Дети 6-7 лет уже умеют управлять своими эмоциями и поведением. Они уже умеют контролировать свои негативные эмоции и свой страх. Дети этого возраста в игры играют уже по правилам сюжета. Игра приобретает форму общения со сверстниками. Отношение к игрушкам меняется, в том числе и к страшным монстрам. Ребенок уже имеет представление о моральных и нравственных нормах. Именно в этот период можно особенно активно использовать такие игрушки. Современные чудовища и монстры для детей этого возраста уже не так опасны, но все - таки лучше отдавать предпочтение классическим страшным игрушкам. У детей дошкольного возраста еще только формируется критичность, символические смыслы и есть опасность фиксации, (запечатлевания) искаженных образов и стилей жизни. В дошкольном возрасте для канализации агрессии, символизации негативных чувств хороши и понятны (не разрушительны) образы зубастого волка, Бабы-Яги, Змея Горыныча. Играя, ребенок может сам придумать способ победить отрицательного героя. Побеждая отрицательного персонажа в игре, ребенок побеждает свои страхи.
Если все это учитывать, покупая такую игрушку ребенку, быть рядом с ребенком, чувствуя его потребности в формировании эмоционального мира, вреда, скорее всего, не будет.
При выборе детских игрушек следует ориентироваться на основное их назначение – гармоничное развитие, а не разрушение. Заботливый родитель не будет ориентироваться на рынок, модные тенденции, маркетинговые уловки. Если продается и рекламируется, это совсем не значит, что это «надо потреблять». При этом родителям и педагогам необходимо учитывать не только экологичность с точки зрения психики ребенка, но и качество как таковое – материал, цвет, эстетику исполнения.
Родителям и педагогам стоит контролировать распространение среди детей игрушек и аксессуаров с символикой смерти.
Список литературы:
1. Пальчикова Е.Г. Психологические особенности дошкольника. СПб АППО 2011г.
2. Романова А. «Бояться ли страшных игрушек?» http://www.magichild.ru/St/igrushka_strashnaya.htm