Методическая разработка для старшей группы
Познаем науку через сказку. Лед - вода
Малич Наталья Васильевна,
педагог дополнительного образования;
Чемякина Яна Владимировна,воспитатель
ГБДОУ детский сад №24
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду.
Задачи:
1.Образовательные:Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки; Заинтересовать детей изучением наук (подготовка к школьным предметам); Знакомство со свойствами воды и льда; Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде; Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов.
2. Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, мышление, воображение; Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникационная, двигательная.
Методы и приемы: объяснение, вопросы, беседа, художественное слово; игра, загадки, эксперименты, просмотр презентации, рассматривание, Наглядный, игровой, проблемный, поисковый.
Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения для детей: кубики льда, соль
Средства обучения для педагога: мультимедийный проектор, презентация, бусы изо льда (при помощи формы для льда и плотной нитки), кубики льда, стаканчики, трубочки для коктейля, графин, тарелка.
Предварительная работа:
1.Прослушивание сказки Ф.В. Одоевского «Мороз Иванович» (презентация с аудиозаписью), работа над сказкой.
2.Наблюдение за водой во время прогулок.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Ход мероприятия:
В.: Ребята, я хочу вас позвать в интересное путешествие. Путешествие не простое, сказочное. Хотите?
А поможет нам туда попасть волшебный колокольчик.
Закройте глазки.
Колокольчик зазвени
В сказку нас перенеси.
Открывайте глаза, вот мы и попали в сказку. (иллюстрация к сказке Ф.В. Одоевского «Мороз Иванович»)
В.: Что за сказка изображена на картинке?
Какую награду получила Ленивица?
Что случилось с ее подарками?
Из чего была сделана награда?
Давайте узнаем, как это произошло.
В.: Посмотрите, что это? (БУСЫ…)
Воспитатель показывает «бусы» изо льда подготовленные заранее и отрезает от них каждому ребенку по «бусине» (кусочку льда).
В.: Что это у вас, потрогайте, пощупайте. (ЛЕД)
Какой лед на ощупь?
Лед холодный, а ладошки у вас какие?
Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках. Будем греть лед.
В.: Откуда взялась вода?
А что еще случилось с кусочками льда?
Ребята ваши руки замёрзли, пока вы трогали ледяные бусы?
В.: Давайте их погреем, подышим на руки тёплым дыханием. (дети дышат на руки, дыхательная гимнастика)
В.: Вот, почти согрелись ручки, а почему они согрелись? (Потому что дыхание тёплое) .
Давайте нарисуем превращение льда в воду
В.: Что произошло со льдом у вас в ладошках? (растаял)
Рисуем кусочек льда и лужицу.
Что еще необходимо нарисовать, чтобы было понятно, что именно этот кусочек льда стал водой? (нарисовать стрелочку).
Из этого мы с вами делаем вывод: лёд– это замерзшая вода.
В.: Так что же случилось с наградой ленивицы?
Давайте еще раз посмотрим на кусочек льда. Лёд – это твёрдая вода.
В.: Какой формы этот кусочек льда?
Давайте посмотрим изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол? (демонстрация воспитателем)
Проведем еще один эксперимент. (раздаем кубики льда и соль) Посипим соль на кусочек льда.
В.: Что происходит?
Когда ты посыпаешь солью лед, он тает. Это происходит потому, что соленая вода замерзает при более низкой температуре, чем обычная.
Зимой дороги посыпают солью чтобы лед таял.
В.: А что же случится с водой?
Давайте нальем воду в кувшин, теперь в тарелку, теперь в стакан, нальем чуть-чуть воды на поверхность стола. (демонстрация воспитателем)
В.: Что происходит?
Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
В.: Давайте поиграем. Игра «Мороз и солнце»
Вы станете капельками воды. Когда я показываю картинку «солнышко» лед тает, и капельки быстро, быстро двигаются, в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Когда я показываю картинку «мороз» - снежинку, капельки замерзают и останавливаются.
При солнце они вновь оттаивают и бегают.
В.: Давайте подойдем к столику, на котором стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
Давайте положим в оба стаканчика трубочки.
В.: В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Мы можем сделать вывод что вода прозрачная, а молоко нет.
В.: Давайте подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной?
В сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
Давайте понюхаем воду в стакане.
Скажите, чем она пахнет или совсем не пахнет.
У воды запаха нет.
Иногда вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами и пахнут именно эти вещества, зато вода становится безопасной для нашего здоровья.
В.: Что происходит со льдом в тепле?
Что будет если посыпать лед солью? Почему?
Имеет ли вода запах? Цвет? Форму?
В.: Давайте подумаем, какие подарки мог еще подарить Мороз Иванович Ленивице? (Подарки с теми же свойствами). (Бусы, корона и т.д.)