Роль арт-терапии по развитию мелкой моторики
у детей «со сложными дефектами» в разновозрастной группе детского сада
Воробьева Екатерина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №104
Невского района Санкт-Петербурга
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих тяжелые нарушения в психофизическом развитии. Категория детей со сложными дефектами требует своевременного оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки. Актуальной проблемой является создание условий для обучения и воспитания таких детей. Основная цель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ для детей со множественными дефектами- способствовать их социальной адаптации и интеграции в общество на основе актуализации и реализации имеющихся у детей возможностей.
Дети со сложными нарушениями в развитии имеют следующие психологические особенности:
1.Трудности установления контакта.
2. Проблемы в познавательной сфере: неустойчивое внимание, быстро переключающееся или застревающее на определенных действиях или предметах; неприятие и непонимание простых словесных инструкций; сниженный уровень всех видов памяти; мутизм, или речь скандированная; нарушенные фонематический слух и грамматический строй речи и т.д.
3. Эмоционально- поведенческие расстройства: аффективные вспышки, стереотипные реакции, заторможенность, неэмоциональность, негативизм, вялость.
4. Низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость.
5. Двигательные нарушения: спастичность контрактуры, атрофия мышц, некоординированность, нарушение темпа, точности движений.
6. Несформированность или недостаточная сформированность навыков самообслуживания и т.д.
Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка-дошкольника. У детей с интеллектуальной недостаточностью уже на начальных этапах становления их изобразительной деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития.
Процесс обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью по рисованию чаще всего рассматривается, как усвоение ими академических форм изображения средствами ручных техник, своеобразие которых проявляется в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений.
При этом многообразие графических, в том числе печатных техник, до недавнего времени практически не использовалось, и. как следствие, эти техники считались нетрадиционными для дошкольного специального образования.
В настоящий момент обоснована возможность и необходимость использования новых, необычных материалов и интересных техник изображения в коррекционно-образовательной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Использование в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник, где не требуется точного владения карандашом, кистью содействует развитию у детей интереса как к самой деятельности, так и к ее результату.
Поэтому аккуратность освоения современных технологий психолого-педагогической реабилитации в работе с такими детьми выходит на первый план.
Метод арт-терапии является дополнительным инструментом комплексного подхода к коррекции недостатков в развитии личности ребенка, а также отличается новизной и эффективностью оказания психолого-педагогической помощи.